Всё в этом мире имеет свойство заканчиваться, даже нежданные апрельские морозы. Приближается лето, а с ним и дачный сезон. Для подавляющего большинства россиян понятие «дача» означает либо с любовью выстроенное, либо за немалые для них деньги приобретённое жилище. Лишь несколько тысяч человек в нашей стране обладают роскошной загородной халявой. Речь идёт о так называемых государственных дачах. «Версия» провела расследование, попытавшись выяснить, что же скрывается за их традиционно неприступными заборами.
"Скажи мне, где твой дом, и я скажу, какую должность ты занимаешь. Большинство известных госслужащих обитают в ближнем Подмосковье. Одно из самых престижных мест проживания политической элиты — земли вдоль Рублёво-Успенского шоссе, окрестности которого исследовали корреспонденты «Версии».
Ближайший к Москве дачный посёлок Жуковка, ставший популярным в 30-е годы прошлого столетия. Здесь в сосновом лесу выросли деревянные дачи энкавэдэшников, советских министров и руководителей ЦК КПСС. В последние годы Жуковку облюбовала российская политическая и экономическая элита. По нашей информации, за тогда ещё вице-премьером российского правительства Михаилом Касьяновым была закреплена госдача площадью примерно 180 квадратных метров. Тут же, по словам местных жителей, проживает замглавы кремлёвской администрации Владислав Сурков (наша коллега-журналистка Елена Трегубова однажды нос к носу столкнулась с ним в одном из местных супермаркетов в тот момент, когда Сурков покупал сосиски) и глава ФСБ России Николай Патрушев.
На протяжении последних двенадцати лет в Жуковке был небольшой рынок — торговые ряды под деревянным навесом, где продавали домашнюю еду по аховым ценам. Обычный блин или мизерный пирожок с мясом здесь стоил 40—50 рублей, а домашние торты — 500—600. В день приезда в Жуковку корреспондентов «Версии» торговцам, как назло, запретили торговать на этом рынке, который только за последний год, по скромным подсчётам, посетили около ста знаменитостей, включая политиков.
— Черномырдин летом обязательно заезжал к нам за квасом и морсом. Жириновский самогонку спрашивал и котлеты брал. Швыдкой и Рогозин пару раз навещали, — рассказала «Версии» продавец Ирина Шевелева. — Был Ходорковский. Но чаще всего мы видели Ростроповича. Маэстро у нас — самый любимый клиент.
Недалеко от рынка и оздоровительного комплекса «Жуковка» располагается дачный посёлок. Тщательно охраняемые автоматчиками госдачи — это, как правило, деревянные постройки 50—60-х годов, рассчитанные на две семьи. Среди них выделяются два кирпичных красавца коттеджа. На одну семью в них приходится порядка 80 «квадратов», летняя веранда и беседка. Деревянные дачи, которые нам довелось посмотреть, устроены скромнее — три-четыре комнаты и небольшая кухонька.
Часть госдач продали ещё при Бородине
По версиям местных жителей, в дачном посёлке Жуковка-3 поселились бывшие сотрудники аппарата Ельцина. В Петрово-Дальнем, говорят, неплохо устроился Владимир Жириновский по соседству с родственниками небезызвестного Вячеслава Иванькова (Япончика), а в Снегирях — Геннадий Зюганов. В подмосковном Туристе, где сейчас строится горно-лыжный комплекс для Президента России, размещается дача его бывшего личного тренера, а ныне президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачёва.
Большим спросом пользуется подмосковный посёлок Баковка, где обитают губернатор Московской области Борис Громов (по соседству с вдовой маршала Георгия Жукова) и глава Русской православной церкви Алексий II. Неплохо решили свой дачный вопрос и высокопоставленные слуги народа из Госдумы. По словам местных жителей, её бывший председатель Геннадий Селезнёв получил дачу в Баковке.
Из Жуковки мы поехали в пансионаты «Лесные дали» и «Поляны», находящиеся в ведении управделами Президента РФ. В «Лесных далях» нам рассказали, что часть госдач продали ещё при Павле Бородине. В «Полянах» из свободных коттеджей остались единицы. Взяв ключи на проходной, идём смотреть жильё в двухэтажном кирпичном домике, рассчитанном на восемь семей.
В общем коридоре — груда велосипедов и скейтов. В гостиной — кожаный диван, стол со стульями, стенка, импортный телек и несколько картин на стенах. В спальне — широченная кровать длиной в два метра, вещевой шкаф, комод с полотенцами и сменным комплектом постельного белья.
В нынешней резиденции Путина жили Хрущёв и Черненко
По пути в деревню Усово встречаем дачу, где жил Иосиф Сталин с семьёй, а впоследствии — его дочь Светлана Аллилуева. Проехав под «кирпич», мы буквально уткнулись в массивные зелёные ворота и четырёхметровую краснокирпичную ограду без видимых признаков видеокамер. Появившиеся сотрудники милиции и ФСО забрали у нас документы. Так мы узнали, что на этой госдаче и сейчас живёт некий очень важный чин. Жители близлежащих домов говорят, что по сталинской дорожке теперь гуляет генпрокурор России Владимир Устинов.
Трассу на время перекрывают и нам приходится ждать, когда проедет кортеж из «мерсов» с мигалками.
— Да Путин это! Мы его эскорт каждый день видим. Обратили внимание на шестиметровый забор? Это его ново-огарёвская резиденция, — говорит мне тётя Нина, беседующая на лавочке с односельчанами. — Когда там Черненко жил, он в кортеже всего из трёх машин ездил: две — по бокам для охраны, а его — посередине. А у Путина мы одиннадцать насчитали. Кстати, Черненко охраняли дай боже! Помню, высунулась однажды из окошка и его везут. Охрана автоматы на меня наставила, и я чуть из окна от страха не вывалилась.
Тётя Нина была ещё маленькой девочкой, когда в нынешней президентской резиденции, что в Ново-Огарёве, жил Никита Хрущёв с семьёй.
— Родители однажды на огороде картошку копали. А Хрущёв к нам в гости зашёл. У папы с мамой руки грязные были. А он с ними запросто так поздоровался. Кроликов заходил смотреть. Однажды у меня убежала коза. Так, когда Никита Сергеевич это увидел, дал указание охране, чтобы козу поймали, — вспоминает тётя Нина.
— А мне муж мой Серёжа рассказывал, как Хрущёв в колхозе молочко у доярок пил и анекдоты постоянно рассказывал, — перебивает Нину баба Шура лет семидесяти.
«Берлинская стена» ново-огарёвской резиденции Владимира Путина
Напротив дома, где мы беседуем с усовцами, — огромное заросшее сорняком поле. Недавно здесь был скотный двор. Местные жители слышали, что теперь на поле построят коттеджи для высокопоставленных сотрудников президентской администрации. Не только эта земля ждёт своих новых владельцев. По соседству с путинской резиденцией есть старые дома. Их обитатели говорят, что не могут получить справку из БТИ из-за того, что дома давно подлежат сносу.
За оградой путинской резиденции виднеется церковь, которую строят уже полгода. Так как другой в деревне нет, местных жителей обещали пускать в храм по православным праздникам. Предположительно инициатива строительства принадлежит супруге президента Людмиле Путиной.
Неподалёку от ново-огарёвской резиденции находится государственный дом отдыха «Усово». Раньше здесь были цековские дачи. По словам местных жителей, сейчас здесь обитают бывший председатель Конституционного суда РФ Марат Баглай и нынешний — Валерий Зорькин.
Дальше едем в Малое Сареево. По словам местных, прислуживающих на госдачах, их месячная зарплата — от 3 до 7 тысяч рублей в месяц. А тем пенсионерам, кому состояние здоровья работать не позволяет, приходится собирать бутылки в лесу, например около дачи Михаила Горбачёва.
— Видели трёхметровый забор из красного кирпича? За ним — дивная дачка с черепичной крышей. Года четыре назад мы туда, как на экскурсию, ходили. Смотрели, как она строилась. Предполагалось, что на этой госдаче будет жить Эдуард Шеварднадзе. Но он на ней так и не поселился. Года два назад все в округе говорили, что новым владельцем дачи стал Борис Березовский. А теперь, говорят, Роман Абрамович иногда живёт, — рассказывают мне про госдачу, расположенную по дороге на Сареево.
В высоченном заборе дачи Шеварднадзе — Абрамовича, как мы её окрестили, заметили двое чугунных чёрных ворот и пришвартованный рядом «КамАЗ» со стройматериалами. Видимо, её хозяин шикарную баню строит.
— Раньше тут заповедная зона была. Мы в лес по ягоды, по грибы ходили. А теперь сплошная гарь и вонь, всё вокруг частными дачами застроили. В Масловке-2 обокрали коменданта такого дворца. Стащили драгоценности и $270 тысяч. Вот, спрашивается, откуда у них такие деньги? — возмущается одна из местных жительниц Лариса Алексеева.
В селе Воскресенское есть дом отдыха «Архангельское». Там, по нашим данным, живут председатель российского правительства Михаил Фрадков, председатели и зампреды Госдумы, высшие чины правоохранительных структур. Попав на территорию «запретной зоны», мы идём смотреть бежево-жёлтый «дворец», в котором, по мнению местных, проживает премьер-министр. По пути нам попадаются несколько прогуливающихся милиционеров. Фрадковская резиденция отгорожена от всех остальных краснокирпичной стеной. Здесь тоже строится церковь.
В «Архангельском» мы насчитали четырнадцать коттеджей. По пути узнаем у прохожего, что в деревянных дачах живут Любовь Слиска, Рашид Нургалиев, Владимир Рушайло, а в кирпичных — Алексей Кудрин и Галина Карелова. По их же словам, в «Архангельском» раньше жили Ельцин и Путин.
Согласно информации из открытых источников, содержание одной госдачи в год обходится госбюджету в пять-шесть тысяч рублей в месяц. Коммерческая цена — доллар за квадратный метр в сутки. Если учесть, что среднестатистическая дача «вмещает» сто восемьдесят квадратов, она обходится снимающим коммерсантам-арендаторам в $5 400 в месяц. По официальным данным, расценки для своих отличаются от коммерческих примерно раз в тридцать, а то и больше. Сутки госдачного проживания в выходные составляют от 50 до 80 рублей для разноранговых чиновников. Для государственных мужей с семьями дача порой обходится в четыре-шесть тысяч рублей в месяц.
Все госдачи принадлежат Управлению делами Президента РФ — правопреемнику имущественного комплекса ЦК КПСС. Именно им утверждается, кто какие дачи будет занимать по госрасценкам. В контингент постоянных клиентов входят только государственные служащие, занимающие пост не ниже начальника отдела в федеральных ведомствах.
Управление делами президента (УДП) — наверное, самая крупная в России империя, владеющая огромным числом объектов по всей стране. Среди них Кремль, Белый дом и ещё 300 офисных зданий в Москве, гостиницы «Президент-отель», «Арбат», «Золотое кольцо», 18 комплексов в Подмосковье, около 100 санаториев и пансионатов, в том числе в Сочи, на Кавказе и в Крыму, несколько тысяч дач и ещё 715 объектов недвижимости в 78 странах. На управление работают 120 тысяч человек, которые оказывают до 400 видов услуг: от реконструкции историко-архитектурных объектов Кремля до стирки и глажки. Всё это хозяйство обеспечивает удобства 12 тысячам чиновников из 8 высших федеральных органов власти.
Кроме того, нужно учесть содержание и обслуживание силами УДП девяти (!) президентских резиденций и строительство новых! Путин чаще всего отдыхает в сочинском «Бочаровом ручье». В его распоряжении — комфортабельный пляж, бассейны с морской и пресной водой, теннисные корты, спортзалы и т.д. В отличие от Ельцина Путины отдыхают в Сочи всей семьёй. Когда прошлым летом первая леди жила с дочерьми в «Ручье», для последних всегда был наготове манеж в сочинской школе верховой езды «Гусар».
Недалеко от столицы Карелии Петрозаводска есть ещё одна резиденция — «Шуйская Чупа». В трёхэтажном президентском особняке — лифт, пол из итальянского мрамора с подогревом, отделанная канадским апашем сауна размером с восьмиквартирный дом и крытый теннисный корт. На карельскую госдачу часто наведывался шеф ельцинской охраны Александр Коржаков — пристрастился тут рыбачить.
Ещё одна госдача Путина находится на Валдае — резиденция «Ужин» (ударение на последний слог). Строили её для Леонида Брежнева. Правда, он там побывать так и не успел. Небольшой двухэтажный коттедж расположен на участке в 930 гектаров. Рядом — кирпичная будка с аппаратурой связи. По соседству — вертолётная площадка.
К часто используемым УДП резиденциям относят «Русь» в подмосковном охотничьем хозяйстве «Завидово»». Наконец, «Горки-9», расположенные в 15 километрах к западу от Москвы, по первому указу Путина остались за Ельциным.
Резиденция Фрадкова больше похожа на дворец
Ещё есть «Сосны» — несколько деревянных коттеджей на берегу Енисея неподалёку от Красноярска. К саммиту Ельцина и премьера Японии Рютаро Хасимото здесь был реконструирован большой двухэтажный коттедж, холл в котором отделали мрамором из Хакасии. Была выстроена большая русская баня, а на выкупленном у местного совхоза морковном поле размещена вертолётная площадка. Наконец, на «Ангарских хуторах», где побывал однажды Гельмут Коль, швейцарская фирма «Мабетекс» построила речную пристань и теннисный корт.
Ново-огарёвская резиденция Путина два года назад создавалась практически заново. По словам местных жителей, она строилась, как барская усадьба, с конюшней и скотным двором. Специалисты считают, что в Ново-Огарёве самый чистый воздух в Подмосковье. На президентской даче разместились конюшня, теплицы, птичник, плавательный бассейн, несколько жилых зданий и вертолётная площадка. На массивных осиновых дверях конюшни — стилизованные замки, а боковые стены отделаны под ступенчатые колонны.
Официально Путин вместе с семьёй проживает в подмосковной правительственной резиденции «Барвиха-3». В политических кругах её ещё называют премьерской дачей — обычно она закреплялась за главой правительства. До Путиных здесь жили премьер-министры Евгений Примаков и Сергей Степашин. Одним из главных преимуществ этой загородной резиденции перед остальными (в Ново-Огарёво, Горках, Архангельском) является то, что она ближе всех к Москве. К тому же оснащена всем необходимым — начиная от спецсвязи и рабочего кабинета до спортивного зала и бассейна для ежедневного моциона президента.
В санатории «Барвиха» регулярно лечился Ельцин. По нашим данным, одна из его резиденций — «Барвиха-4» — является бывшей госдачей Михаила Горбачёва. Местные жители утверждают, что Раисе Максимовне жутко не понравились здешние комары, и она уступила дачу Ельцину после его операции по шунтированию. По другой местной версии, последний уже давно переехал на дачу Вячеслава Молотова, на которой жил до того, как стал президентом. А прежнюю барвихинскую дачу Ельцин оставил дочери Татьяне Дьяченко.
В Горках-9 размещается нынешняя загородная резиденция самого Бориса Ельцина (ежегодное содержание первого президента России обходится в 60 миллионов рублей, хотя первоначально по указу Путина было выделено 40 миллионов).
Многие чиновники считают, что, приватизировав госдачу, они могут до конца своих дней ею распоряжаться. Но скоропалительных выводов делать не стоит. У государства всегда найдутся возможности вернуть себе ранее выданное имущество. По некоторым данным, за пять лет пребывания в президентской администрации Павла Бородина из 2000 дач было продано 13 или 14 (по другим данным — до 50). Действовавшее в то время распоряжение Ельцина «О запрещении разгосударствления и приватизации объектов федеральной собственности, подведомственных администрации президента» не помешало получить дачу ни теперь уже бывшему помощнику президента Дмитрию Рюрикову, ни руководителю госархивной службы Рудольфу Пихоя, а также Андрею Козыреву, Олегу Сосковцу, Николаю Рыжкову и другим отставным или отлучённым от власти гражданам.
Нынешний глава управления делами президента Владимир Кожин в одном из своих первых после назначения интервью заявил, что «пришлось столкнуться с фактами финансовых злоупотреблений», но комментировать их отказался. Впрочем, государство уже доказало, что вправе вернуть приватизированное обратно. Первой ласточкой стал пансионат «Клязьма». Принадлежавший УДП пансионат на заре девяностых был передан правительству Московской области. Те отдали его в 1992 году поначалу в аренду, а потом и вовсе продали ЗАО «Метровагонмаш». Всё бы ничего, если бы не проверка Счётной палаты, которая установила, что передача пансионата незаконна, сумма при его приватизации была занижена, да к тому же полностью не оплачена ЗАО «Метровагонмаш».
На основании выявленных ею нарушений пансионат «Клязьма» был возвращён в федеральную собственность.
Согласно заключению Счётной палаты, основной причиной прежней правовой неопределённости статуса пансионата «Клязьма» были «отсутствие исполнительской дисциплины и некомпетентность, проявленные должностными лицами Минимущества (Госкомимущества) России», а также «неоднократные нарушения требований законодательства и нормативно-распорядительных документов». Всё вышеперечисленное даёт основание предполагать, что практически всё дачно-земельное имущество, приватизированное чиновниками и депутатами с нарушениями законодательства без соответствующих решений правительства, может быть возвращено в собственность государства. Конечно, дачно-коттеджные дома могут быть уже давно в коммерческом использовании и сдаваться различными риелторскими фирмами отечественным и иностранным толстосумам. Поэтому нужна политическая воля власти, чтобы проводить подобные проверки среди своих. Однако юридические основания отмены приватизации дач «для особо приближённых» имеются и могут быть использованы в любой момент. Тогда отдыхать и восстанавливать силы им придётся в других местах.
КСТАТИ
Кражи на дачах чиновников совершаются по сей день.
Например, на территории закрытого дома отдыха «Архангельское», который даже не указан в справочниках для простых смертных. Для проживающих здесь предусмотрена серьёзная охрана. В этой ситуации случившееся с дачами знаменитых хозяев выглядит особенно позорным. Как выяснило следствие, однажды воришки залезли на дачу Алексея Улюкаева. Подобрали ключи к замку входной двери, обшарили все комнаты. Из ценного нашли пять банковских карточек, два мобильных телефона и кинопроектор. Ущерб семья замминистра финансов оценила в 160 тысяч рублей.
Леониду Драчевскому не повезло больше. В дом полпреда президента в Сибирском федеральном округе преступники влезли, разбив стеклопакет окна, и похитили норковую шубу, две кожаные куртки, СD-плеер и $2 тысячи. Украденное имущество стоило около 180 тысяч рублей.
ЭКОЛОГИЯ
Судя по усреднённой карте заболеваемости по Московской области, жить в «государственно-дачном» районе не так уж хорошо. Одинцовский район граничит с очень опасным с экологической точки зрения Красногорским районом, одним из лидеров (в компании с Балашихой, Люберцами, Химками и Видным) по загрязнённости воздушной среды. Соседний район — чуть ли не чемпион по выбросам в атмосферу окиси углерода. Учитывая розу ветров в Подмосковье (с северо-запада ветра дуют на юго-восток), это вряд ли является отрадным фактом для высокопоставленных чиновников, проживающих в Барвихе, Жуковке и т. п.
Кроме того, рядом — и как раз по розе ветров — уже много лет работает завод вакцин и сывороток в Петрово-Дальнем. Завод уже настолько дряхлый, что даже официальные экологи относят его к разряду экологически опасных объектов. К упомянутым выше «отрадным» (для сиятельных особ и тех, кто хочет быть к ним поближе) фактам можно добавить, что Одинцовский район является одним из лидеров по удельному объёму загрязнённых сточных вод. Москва-река аккурат перед Барвихой переходит из разряда относительно чистых речек в разряд загрязнённых.
А вот перечень официальных свалок в «царском» направлении. Можайский район: Чебуново, Уваровка, Грибцово, Можайск. Одинцовский район: Часцы, Супонево, Голицыно. Красногорский район: Гольево, Митино."