От любви к "бесконтрольной власти" главу республики Коми может излечить только Генпрокуратура
"Стоит приехать в Сыктывкар, пройтись по коридорам власти, поговорить с людьми на улицах, почитать местную прессу, как медленно, но верно охватывает ощущение, что ты попал в огромную клинику, где все от чего-то лечатся, но никак вылечиться не могут. Как именно называется болезнь, охватившая богатейший российский край, никто точно сказать не может: сколько людей — столько и мнений. Но все, по крайней мере, сходятся в одном: Глава республики Владимир Александрович Торлопов совмещает в этой клинике сразу две должности в одном лице — и главного врача, и наиболее тяжелого пациента.
Кабинетный бес
Говорят, в последнее время в кабинет Торлопова по вечерам зачастили странные люди. Вместе с хозяином они плотно занавешивают шторы, закрывают дверь на засов, зажигают свечи и устраивают вокруг них шаманские камлания. Уборщица случайно подглядела, как эта группа людей во главе с Главой, тряся немалыми животами, приплясывает, пришептывает и время от времени воздевает руки к небу, вызывая, очевидно, языческих духов. Бедная женщина смертельно перепугалась и хотела уж вызывать «скорую помощь», да побоялась — то ли духа Главы, то ли духов небесных. Конечно, уборщице можно и не поверить, должность у нее не великая. Может, и привиделось чего. А вот заместителю Торлопова Николаю Левицкому не верить нельзя. Левицкий же, ссылаясь на признания самого Торлопова, утверждает, что Глава регулярно «выходит на связь с инопланетянами». Уж на каком они там языке общаются — неведомо.
Но ведомо, что Торлопов с ними советуется и выспрашивает, как жить дальше.
Уж не знаю, что советуют Торлопову инопланетяне, но как жить дальше бедному населению Коми, уже никто не знает. Судя по письмам и депутатским запросам, направленным в Генеральную прокуратуру, ФСБ и администрацию Президента РФ:
Депутатский запрос Ниязова А-В.В. на имя директора ФСБ Патрушева Н. П. Депутатский запрос Спиридонова Ю. А. на имя заместителя Генпрокурора РФ Зубрина В.В. Письмо и Справка к нему депутата Быкова В. И. заместителю руководителя администрации президента РФ Иванову В.П. рост коррупции и масштабных хищений государственной собственности достиг здесь немыслимых размеров. Богатейшая республика, в недрах которой собраны крупнейшие месторождения угля, газа, нефти и многих других полезных ископаемых, превращена в пастбище для разнокалиберных воров и мошенников, съезжающихся сюда из разных углов бывшего Союза. Почему именно сюда? Да потому, что вор всегда знает, где и что плохо лежит, а вороны чувствуют падаль и слетаются на нее отовсюду. Сегодня, когда президентом Путиным и новым правительством взят, наконец, курс на наведение порядка в стране, Коми по-прежнему остается Клондайком для откровенных жуликов, стремящихся побыстрее урвать, украсть, да и зарыть добычу если не в степь, то в северную тайгу или тундру. Такое впечатление, что здесь все еще середина девяностых годов — время безнаказанных хищений и беспрецедентно циничного воровства. Но как бы ни была заморожена эта северная земля, простирающаяся до Заполярья и вечной мерзлоты, и сюда начинают долетать ветры нового времени. То и дело заводятся новые уголовные дела, приводящие в трепет нынешних хозяев Коми. Совершенно очевидно, что близится час их расплаты. Поэтому Торлопову больше негде искать защиты, кроме как у инопланетян и потусторонних духов. Вот и трясется он в свечном хороводе нечистой силы, как наглотавшийся сверх всякой меры упырь, будучи не в силах переварить проглоченное. Бесы — они и есть бесы.
Жертва доктора Фрейда
Один из самых тяжелых человеческих комплексов — комплекс неполноценности. У него могут быть разные причины — дурные родители, несчастливое детство, врожденный страх перед женщиной, маленький рост и т.д. И хорошо еще, если такой человек не имеет вселенских амбиций — работает себе сторожем, слесарем или даже школьным учителем, каковым когда-то и был Торлопов. Но не дай Бог в нем взыграет ретивое, возобладает гордыня и возжелает он за свои комплексы отыграться на окружающих, заняв такое общественное положение, которое ну никак занимать не должен в силу отсутствия некоторых чисто природных качеств — государственного ума, державной воли, внутреннего обаяния. Уж сколько раз твердили миру: с природой не поспоришь. Но нет, спорят. Так и рождаются лукашенки да ниязовы. А то и абсолютно пародийные существа с надутой физиономией и фигой в кармане. Но весь фокус в том, что и такие люди на командных должностях нужны. Нужны, прежде всего, тем пронырливым жуликам, которые видят себя кукловодами при шефе-марионетке.
Любопытен феномен помощника Торлопова — Александра Зарубина. Вся республика знает, что Зарубин когда-то был элементарным воришкой-карманником, за что в 1989 году и был судим. Наверняка знал об этом и Торлопов, когда приглашал Зарубина выстраивать новую систему управления республикой. То есть — пустили, как говорится, козла в огород. Ученик Зарубин, безусловно, оказался проницательнее учителя Торлопова. Он сразу сообразил, что шеф, благодаря своим комплексам, в принципе не способен принимать никаких серьезных решений, тем более что, например, в экономике бывший учитель математики ни бельмеса не смыслит. Следовательно, решения можно ему навязывать. Но навязывать так, чтобы у того создавалось полное впечатление собственного величия.
И начался курс лечения, в ходе которого подтвердилась известная истина: человек может ничего не понимать в экономике, но такого человека, который ничего не понимает в прилипающих к рукам миллионам, в природе не существует. Итогом данного открытия стали уже неоднократно описаные прессой беспрецедентная афера с акциями акционерного общества «Боксит Тимана», в результате которой государство потеряло контроль над бокситами, и воровская продажа крупнейших угольных объединений «Воркутауголь» и «Интауголь» по искусственно заниженной цене. Куда подевалась после этой продажи разница в семь миллионов долларов, до сих пор ищут в рамках заведенного уголовного дела. И кое-что находят. Совсем недавно, 12 февраля 2004 года было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ОАО «Управляющая компания «СоветникЪ» Натальи Моториной. Оказывается, именно ее фирма по указанию Торлопова и по соглашению с правительством республики занималась оценкой пакета обыкновенных именных акций ОАО «Воркутауголь», которые затем были переданы в уставный капитал ОАО «Печоруголь» (Справка к письму депутата Быкова В. И. заместителю руководителя администрации президента РФ Иванову В.П. — 2-я стр.). В результате этой «оценки» семь миллионов долларов вследствии продажи и исчезли (к слову, исчезли в неизвестном направлении и тридцать миллионов долларов из уставного капитала вновь созданной компании «Печоруголь», но речь сейчас не об этом).
Когда следственные органы начали копать, то наткнулись на целую детективную историю. Исполнителем работ значилась сотрудница «Советника» Наталья Ершова, но, как выяснилось, никаких работ она не проводила, только подписала отчет под давлением Моториной. Другая сотрудница фирмы, основной оценщик Татьяна Черногубова, оказалась более принципиальной. Несмотря на давление, она отказалась подписывать отчет, который не готовила, и написала заявление об увольнении.
Еще одно уголовное дело было заведено в отношении министра здравоохранения Коми Эльвиры Нечаевой. Эта торлоповская любимица, звучно наплевав на Гиппократа, «кинула» всех больных и страждущих исцеления граждан республики на 20 миллионов хрустящих рублей. Правда, ее сообразительность не превзошла сообразительность знаменитого Корейки, действовала она топорно, но зато эффективно. Проигнорировав обязательные торги и государственный комитет по закупкам, она влезла в госбюджет и закупила через некую посредническую фирму аспирин по непомерной цене. При этом цыкала на недовольных и намекала на то, что лекарства нужны «Самому», что «Сам» является чуть ли не единственным ее пациентом, и при этом тыкала пальцем вверх. После возбуждения уголовного дела стал понятен и глубинный смысл этого жеста. Оказывается, за упомянутой посреднической фирмой стоял зять Главы республики Василий Прилипко.
При этом, конечно, Нечаева слишком много на себя берет. Она всего лишь звено в цепи «лечебного управления», которое выстроил Зарубин по просьбе Торлопова. Зато сама цепь работает так исправно, что о проделках северного руководителя, его подчиненных и «партнеров» можно писать еще очень долго, но, видимо, стоит потерпеть. Потому что их уже принялись в своих специфических документах описывать иные, более компетентные органы.
Достаточно сказать, что сегодня уголовные дела возбуждены не только против министра здравоохранения и гендиректора «Управляющей компании «СоветникЪ», но и против бывшего руководителя республиканского Минимущества Василия Кузнецова, выступавшего в качестве заказчика вышеупомянутой «оценки», а заодно и приближенного к Торлопову гендиректора ОАО «Связь» Республики Коми Викентия Козлова, обвиненного в хищении в особо крупных размерах и неуплате налогов на сумму 22 миллиона рублей. Список бывших и нынешних руководителей организаций, у которых большие проблемы с законом, можно продолжать бесконечно. Однако грамотный читатель может задать совершенно справедливый вопрос: а что же Торлопов? Он-то как на все эти безобразия реагирует? Да очень просто. Плоды лечения, предписанного Зарубиным, начали сказываться уже в деле с вышеупомянутым Козловым. Не успели милиционеры взять того за жабры, как Владимир Александрович, проявив неслыханную смелость, волю и величие, появился на коллегии МВД республики и выступил с критикой его руководства.
Бедная уборщица, о которой уже упоминалось, с перепугу в лицо всех шаманов не запомнила, но вряд ли Торлопов на такое интимное действо запустит к себе посторонних. Так или иначе, но в дикой шаманской пляске на костях несчастного населения скачет все торлоповское окружение. А он, изображая из себя вождя, мудро руководит отсасыванием «последней капли крови» из тела все еще живой — каким-то чудом! — республики.
Курс реанимации для сыктывкарского Джо
Комплексы лечатся трудно. Это если лечить. А если перелечить, то комплекс неполноценности запросто может перерасти в комплекс полноценности. Видимо, эту задачу лекарь Зарубин себе и ставил. Но поскольку причины происхождения болезни с абсолютной точностью известны не были, возник резон применить различные курсы лечений. Покойный доктор Зигмунд Фрейд не зря утверждал, что все идет от секса. Если с сексом плохо — вся жизнь наперекосяк. Видимо, поэтому Торлопову было предписано в компании с бывшим главным федеральныи инспектором по Республике Коми Ибрагимом Кулахметовым и бывшим начальником местного управления по борьбе с экономическими преступлениями Михаилом Барангуловым, прихватив длинноногих девиц, вылечиться, наконец, в комфортабельной баньке рядом с местечком Верхний Чёв(Справка к письму депутата Быкова В. И. заместителю руководителя администрации президента РФ Иванову В.П. — 4-я стр.). Случайно проходившие мимо пилигримы из близлежащих поселков слышали страшный визг и видели выбегавших время от времени на улицу голых начальников с девицами под мышкой. Что они там творили с этими девицами — резали, щекотали или практиковались по последнему изданию Камасутры — неведомо. Но комплексы изживали активно и нетрадиционно, о чем впоследствии чудом выжившие девицы и признались. Слышала бы эти признания несчастная жена Торлопова или широко известная в Сыктывкаре в качестве «боевой подруги» Главы Галина Ш.! Не сносить бы «морально разложившемуся товарищу» головы или, по меньшей мере, целых прядей седеющих волос.
Но и это еще не всё. Все знают знаменитый анекдот про неуловимого Джо, который не потому неуловим, что его найти не могут, а потому, что он никому не нужен. Но если Джо никому не нужен, он запросто может закомплексовать от собственной невостребованности. Поэтому надо делать вид, что он все-таки нужен. Зарубин и сам не прочь поразглагольствовать о своей незаменимости и великом начальственном призвании, о близости к телам сильных мира сего. К примеру, на всех перекрестках распространяется он о своей дружбе с «Мишкой» Зурабовым и «Серегой» Кириенко. С женой последнего у Зарубина, по его же собственному признанию, даже бизнес совместный в Америке имеется. А для своего высокопоставленного пациента он в этом отношении не жалеет всей недюжинной фантазии и изощренности бывшего карманника. Рассказывают, что Зарубин частенько звонит Торлопову и на полном серьезе сообщает, к примеру, что потратил уйму времени и денег на то, чтобы организовать встречу с премьером Фрадковым. Что он, Зарубин, по этому вопросу уже и с «Димой» Козаком встречался, и что «Дима» теперь у него на посылках. Потом Торлопов, как дитя, радуется предстоящей встрече с премьером… А через некоторое время ему снова звонит Саша Зарубин и голосом умудренного опытом психотерапевта сообщает, что «за большие бабки» договорился о встрече с самим Алексеем Миллером. Поезжайте, мол, Владимир Александрович, в Москву, 8 апреля Миллер ждет Вас в офисе «Газпрома». А я, говорит, пошел к Илюшину, который у него советником, «бабки» надо занести. (Бедный Виктор Илюшин! Не знает, с кем имеет дело.)
Казалось бы, сидит себе человек в губернаторском кресле и пусть сидит, покуда прокуратура не подкопалась. Но как же комплексы? Их же надо лечить! А чем меньше человек значит, чем меньше умеет, тем лучше ему надо выглядеть. Вот и распускают Торлопов с Зарубиным совершенно несусветные слухи о чрезвычайной востребованности Главы на всех этажах федеральной власти, оформленные в тщательно выписанный сценарий.
Запустили, например, слух о том, что Торлопова прочат в питерские губернаторы вместо Матвиенко. Дескать, Валентина Ивановна — баба слабая, а вот наш — орел! Понятно, что этот Джо никому в Петербурге и за бесплатно не был нужен, никто его там и не искал. Поэтому, съездив в Питер и побродив вдоль каналов, Торлопов вернулся к родным пенатам. Зато газета «Версия в Коми», которую по личному указанию Главы издает некто Сергей Кочанов, буквально захлебнулась заголовком «Он останется с нами!» Счастье-то какое! Люди уж было перекрестились — авось и вправду избавятся. Но нет. Торжественно было объявлено, что патриот Торлопов, верный своей республике, не поддался на уговоры президента и гордо отказался от заманчивого предложения.
Следующий слух был о том, что Торлопова сватают в представители президента в Северо-Западном федеральном округе. Ясный пень, что никто его туда не сватал. Зато вся республика тряслась — кто от страха, кто от счастья, а кто и от смеха. Дальше — больше: Глава Коми чуть не стал вице-премьером. На словах, конечно. И этот слух спустили на тормозах. Никому-то наш бедный Джо не нужен.
Впрочем, не Джо бедный — народ бедный. Глава по-прежнему изживает свои болезни за его счет, на глазах обретая комплекс полноценности. Что делать, у нас в стране не все психологи, не все читали Фрейда и поэтому людям сложно предположить, во что может в кратчайшие сроки превратиться мирный школьный учитель, если его назначить Петром Первым. Тот, правда, на костях хоть столицу построил, а этот — собственное благополучие. Да и пойди разберись, если они с Зарубиным то на дружбу с «Мишей» Фрадковым ссылаются, то на застолье с «Димой» Козаком кивают. Знал бы идеолог административной реформы и борец с коррупцией Козак, в каких целях им прикрываются, какой способ изобрели! Способ этот называется «заочная коррупция». То есть человек, ни сном ни духом о том не подозревая, становится высокопоставленным покровителем обычных мелких жуликов, которым время и власть позволили стать крупными.
Впрочем, не все потеряно. Есть вероятность, что Торлопов и его окружение станут жертвами самого последнего слуха, который они же и породили, чем в очередной раз через местные газеты возбудили общественность. Они на полном серьезе обсуждают, что будет с республикой, когда Торлопов станет (опять!) вице-премьером, а на его место приедет не кто иной, как… Сергей Шойгу! А это всего навсего очередная инъекция в длительном курсе лечения. Переборщили, конечно.
Хотя, с другой стороны, мысль неплохая. Давно пора Шойгу вместе со всеми его спасателями высадить на берегах Сысолы. Может быть, удастся хоть что-то спасти, пока там все окончательно не вылечились.