"Официальные итоги расследования обрушения «Трансвааль Парка» технической комиссией, созданной правительством Москвы вскоре после трагедии, были обнародованы самым неофициальным образом. Выводы комиссии мэр столицы Юрий Лужков огласил вчера вечером, выступая в эфире программы «Лицом к городу». Своим заявлением мэр показал, что, вопреки своему обещанию, не собирается защищать главного проектировщика купола аквапарка Нодара Канчели.
«Комиссия, созданная правительством Москвы в целях расследования причин обрушения кровли в «Трансвааль Парке» завершила свою работу. Выводы комиссии свидетельствуют о том, что все-таки можно говорить об определенных ошибках в проектировании при строительстве парка», -- заявил мэр. По словам г-на Лужкова, «при проектировании кровли не были учтены радиальные и сдвиговые деформации, которые могли повлечь за собой такие уровни сдвигов, при которых колонна могла просто выскочить из своей опоры». Не уточнив, каким образом колонна могла вдруг «выскочить из опоры», мэр вдруг перешел от ошибок проектировщиков к качеству материалов. По его словам, комиссия пришла к выводу, что сама опора, в которой крепилась злосчастная 11-я колонна, с которой началось обрушение купола, «была сделана из хрупкой стали, что тоже могло сыграть свою роль и стать причиной катастрофы».
Заявление мэра застало архитекторов врасплох. Проектировщик «Трансвааля» Нодар Канчели находился вчера вечером в крайне подавленном состоянии. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» он отказался комментировать заявление мэра, заявив лишь, что «категорически не согласен с тем, что колонна могла выскочить из опоры». Состояние архитектора можно понять. Для него заявление мэра значило больше, чем официальные выводы комиссии по расследованию трагедии. Для Нодара Канчели позиция Юрия Лужкова была последней надеждой на оправдание. Чувствуя, что его хотят сделать крайним, последние недели архитектор регулярно выступал перед журналистами, обращая внимание на многочисленные нарушения в ходе расследования. По его словам, в ночь трагедии он сам, мэр Москвы и другие члены оперативного штаба несколько раз просмотрели видеозапись обрушения, сделанную внешней камерой аквапарка. Камера зафиксировала выброс облака дыма или пара из района 11-й колонны. Эта колонна, единственная из всех, была сломана пополам как от удара тяжелым предметом.
Сам г-н Канчели, как и другие ведущие столичные архитекторы и проектировщики, вставшие на защиту коллеги, настаивали на том, что колонна сломалась из-за «внешнего воздействия». Однако в понедельник прокурор Москвы Анатолий Зуев заявил, что версия теракта или иного внешнего воздействия, вызвавшего обрушение, комиссией не рассматривается. Старший следователь прокуратуры Москвы Александр Лавренченко, возглавляющий следственную бригаду по делу «Трансвааль Парка» пояснил: «Была назначена и проведена взрывотехническая экспертиза, которая, изучив предоставленные смывы с колонн и других конструкций «Трансвааль Парка», не обнаружила никаких следов взрывчатых веществ». Позицию прокуратуры поддержал и представитель федеральной комиссии по расследованию причин трагедии в "Трансвааль Парке", директор Российского государственного института градостроительства и инвестиционного развития "ГИПРОГОР" Игорь Шнайдер: «Версия теракта, скрывающая истинные причины катастрофы в московском аквапарке, может быть выгодна лишь косвенным или прямым ее виновникам», -- заявил директор института градостроительства.
Нодар Канчели понял, что становится крайним. «Добрые люди мне сказали, что принято политическое решение и меня должны сделать козлом отпущения», -- заявил вчера архитектор, еще не зная о выводах комиссии. Пытаясь доказать свою невиновность, г-н Канчели обратился лично к Юрию Лужкову. По словам архитектора, мэр обещал ему поддержку и выразил готовность «на любом уровне засвидетельствовать», что собственными глазами видел видеозапись со столбом дыма, вырывающимся из района 11-й колонны аквапарка. Но вчерашнее заявление г-на Лужкова означает одно -- спорить с заключением комиссии градоначальник не будет."