""Аэрофлот" и его частный акционер - Национальный резервный банк - просят премьер-министра Михаила Фрадкова разрешить им самостоятельно строить терминал "Шереметьево-3" и развивать аэропорт без привлечения управляющей компании. В компании "Альфа-Шереметьево", в начале года выигравшей конкурс на управление "Шереметьево", удивлены такой постановкой вопроса.
100% акций ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) принадлежит Минимуществу. В 2003 г. "Шереметьево" обслужило 11,5 млн пассажиров. В том числе объем перевозок базирующегося в "Шереметьево" "Аэрофлота" составил 5,8 млн человек. По предварительным данным, выручка аэропорта по итогам 2003 г. составит около 3,8 млрд руб. , чистая прибыль - 700 млн руб.
Компания "Альфа-Шереметьево", выигравшая 28 января право управлять МАШ, пока не приступила к управлению аэропортом. Одобрить итоги конкурса и утвердить единоличный исполнительный орган МАШ должно внеочередное собрание акционеров. Для его проведения нужна директива по голосованию от премьер-министра.
Между тем в октябре прошлого года "Аэрофлот" зарегистрировал дочернее ОАО "Терминал" с уставным капиталом 200 млн руб. Этой компании принадлежит земельный участок под строительство терминала "Шереметьево-3" (в 800 м от здания "Шереметьево-2"). В разработку проекта "Шереметьево-3" "Аэрофлот" уже вложил более $15 млн. Стоимость строительства терминала оценивается в $300 - 330 млн.
Как рассказал "Ведомостям" первый зампред правления НРБ (банк владеет около 30% акций "Аэрофлота") Анатолий Данилицкий, на этой неделе "Аэрофлот" и банк направили совместное письмо Михаилу Фрадкову за подписями гендиректора авиакомпании Валерия Окулова, президента НРБ Юрия Кудимова и депутата Госдумы Александра Лебедева. "Вопрос строительства третьего терминала увязан с развитием всего существующего "Шереметьево", с судьбой которого правительство не может определиться. Мы просим премьера одобрить строительство нами "Шереметьево-3". Мы готовы вести этот проект совместно с ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ). Но для этого тоже нужна директива правительства, чтобы совет директоров МАШ мог решить вопрос о вхождении в проект "Терминал", - добавляет к рассказу коллеги замдиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. Данилицкий считает, что МАШ может получить до 50% акций ОАО "Терминал". Возможна схема, при которой по 1/3 в "Шереметьево-3" получат МАШ, "Аэрофлот" и стратегический инвестор. Более конкретные механизмы участия МАШ в инвестициях и управлении "Шереметьево-3" еще предстоит выработать. "Главный сигнал, который мы подаем новому правительству, - вопрос по "Шереметьево" пора решать. Нельзя его затягивать, как это было до сих пор", - говорит Данилицкий. Кроме того, по словам первого зампреда правления НРБ, в письме премьеру содержится предложение обойтись без привлечения в "Шереметьево" управляющей компании. Этот вопрос можно решить в рамках стандартных процедур на годовом собрании акционеров МАШ.
Гендиректор "Альфа-Шереметьево", выигравшей конкурс по управлению МАШ, Игорь Барановский удивлен такой постановкой вопроса. "Во-первых, итоги конкурса никто пока не отменял. А во-вторых, аэропорт должен развиваться по единой концепции, которую может выработать только управляющая компания. Нигде в мире авиакомпании не управляют аэропортами и не строят собственных терминалов в полном отрыве от существующих аэропортовых комплексов", - говорит он.
Пресс-секретарь премьера Александр Жаров сообщил "Ведомостям", что Фрадков еще не принимал никаких решений о судьбе "Шереметьево". Ни участники рынка, ни чиновники администрации президента, Федерального агентства имущества, Федерального агентства воздушного транспорта и Минэкономики, курирующие "Шереметьево" (все они пока носят приставку и. о. ) , не взялись предсказать, каким оно может быть. В пресс-службе "Международного аэропорта "Шереметьево" заявили, что дата ближайшего совета директоров пока не назначена, а годовое собрание акционеров традиционно проходит в июне."