"Первый серьезный конфликт между главным реформатором правительства Дмитрием Козаком и наиболее влиятельными министрами завершился в пользу кремлевского эмиссара. Напомним, что министры финансов и экономразвития Алексей Кудрин и Герман Греф в штыки восприняли предложения г-на Козака о реформировании структуры министерств, предполагавшей наличие только двух чиновников в ранге заместителя министра (см. «Время новостей» от 19 марта). Вчера один из руководителей кабинета заявил газете «Время новостей», что никаких компромиссов и поблажек не будет - больше двух заместителей позволят оставить разве что главе МИД и министрам-силовикам. И Алексей Кудрин вчера публично капитулировал. Он объявил о том, что в точном соответствии с пожеланиями Белого дома будет располагать только двумя замами, а штаты министерства в целом сократятся на 20%. У представителей ведомства Германа Грефа пока подобной ясности нет, а третий суперминистр - глава Минпромэнерго Виктор Христенко - и так не сопротивлялся реформе.
Как предполагается, в Минфине останется девять департаментов вместо более чем 20. В каждом из них будет работать от 70 до 170 человек. Алексей Кудрин особо подчеркнул, что сокращение штатов будет происходить, невзирая на передачу министерству новых функций, например, части полномочий бывших Государственного таможенного комитета и министерства по налогам и сборам. Главным аргументом против планов г-на Козака гг. Кудрин и Греф приводили вред от понижения «политического статуса» заместителей министра. Теперь главу Минфина эта проблема не смущает. «Ключевым звеном министерства станут департаменты, которые должны затрагивать крупные направления деятельности. При этом руководители департаментов будут иметь особый статус и заработную плату выше уровня нынешнего замминистра», -- говорит он. Таких департаментов отныне будет девять, так что с учетом двух замов у всех нынешних заместителей г-на Кудрина (их как раз одиннадцать), появляется реальная возможность занять достойный пост. Правда, как заверил корреспондента газеты высокопоставленный источник в Минфине, «если такое совпадение и есть, то оно случайное».
Справедливости ради надо отметить, что повышение зарплат ожидает всех остающихся в министерствах чиновников, так как размеры фондов оплаты труда сохраняются. Впрочем, повышение зарплаты, похоже, будет скорее символическим. Например, штат центрального аппарата Минфина сократится с 1712 до 1370 человек, и явно не за счет самых высокооплачиваемых сотрудников.
Имена кандидатов на посты замов и глав департаментов пока держатся в секрете. Вначале, по словам г-на Кудрина, следует дождаться утверждения функций деятельности министерства. Единственным человеком, над чьим будущим г-н Кудрин согласился приоткрыть завесу тайны, стала замминистра Татьяна Нестеренко. По мнению главы Минфина, она является наиболее подходящей кандидатурой на пост главы Федерального казначейства. Правда, само казначейство будет выделено из состава Минфина только в будущем году, так что многое еще может измениться. О судьбе других нынешних замминистрах финансов пока ничего не известно. Разве что поговаривают, будто Алексей Улюкаев может быть назначен первым зампредом Центробанка вместо Олега Вьюгина, возглавившего Федеральную службу по финансовым рынкам. А вопрос о том, кто станет руководить Федеральной налоговой службой, вообще может быть решен только после внесения изменений в Налоговый кодекс и закон о налоговых органах, говорит г-н Кудрин. Пока налоговиками в ранге и.о. министра руководит Анатолий Сердюков. По данным газеты «Время новостей», он, скорее всего, и возглавит ФНС.
Как отмечают эксперты, даже несмотря на предполагаемые сокращения в российском Минфине будет работать больше чиновников, нежели в союзном. Хотя прямые параллели проводить некорректно, все же примечательно, что в Минфине СССР работало чуть более 1000 человек. При этом, как рассказал газете «Время новостей» бывший замминистра финансов СССР Всеволод Ситнин, все функции министерства по налогам и сборам принадлежали Минфину. Кроме того, структурным подразделением ведомства был Госстрах. А заместителей министра в советские времена было шесть, то есть практически в два раза меньше, чем в нынешнем Минфине.
Между тем в Минэкономразвития о предстоящих переменах предпочитают не говорить. Чиновники ждут министра, который находится за границей. Когда г-н Греф вернется и выйдет на работу, он, вполне возможно, выскажется по интересующей всех теме. У главы МЭРТ было целых 15 заместителей, в том числе три первых. А нужно оставить всего два.
Виктору Христенко, которого с вице-премьерства «бросили» на всю промышленность и топливно-энергетический комплекс вместе взятые, сложнее коллег Грефа и Кудрина, просто расширивших свои полномочия. Ему, по сути, нужно выстроить новое ведомство из двух «старых» (и одних из самых неэффективных правительственных структур). Пока, по информации газеты «Время новостей», нет даже приблизительных контуров мультиотраслевого министерства, которое, согласно веяниям управленческой моды, необходимо выстроить по функциональному принципу. С исторической точки зрения было бы логично, чтобы один из замов курировал ТЭК, а второй занимался промышленной политикой. Однако это противоречит концепции госуправления Дмитрия Козака. Источник в одном из объединяющихся ведомств сообщил газете «Время новостей», что один из постов достанется человеку, который будет выполнять функции руководителя аппарата министра, отвечать за четкость и своевременность исполнения принимаемых решений и межведомственное согласование. Скорее всего, этот пост достанется Андрею Реусу, который является «правой рукой» Виктора Христенко с давних времен и руководил его аппаратом в Белом доме. Кандидатур на место «настоящего» заместителя, который будет замещать министра во время его отсутствия и курировать деятельность ведомства в целом, гораздо больше. Среди них называют и покидающего РАО «ЕЭС» зампреда правления Леонида Меламеда, которому якобы поручат завершение реформы энергетики, и бывшего статс-секретаря Минэнерго Анатолия Яновского, и Ольгу Пушкареву, занимающую сейчас должность начальника департамента энергетических и природных ресурсов в аппарате правительства. Поскольку министры «сдались» на милость г-на Козака, борьба за каждую заместительскую должность будет ожесточенной."