Павел Грачев дал показания по делу об убийстве Дмитрия Холодова
""Приказа об убийстве я не отдавал", - заявил вчера бывший министр обороны России Павел Грачев. Он давал показания на выездном заседании Московского окружного военного суда, повторно рассматривающего дело об убийстве журналиста Дмитрия Холодова. В свою очередь экс-министр обвинил корреспондента "МК" в публикации материалов, дискредитирующих армию, его самого и членов его семьи.
Загорелый Павел Грачев держался уверенно, а по отношению к журналистам даже немного агрессивно. "Меня предупреждали, что могут быть провокации. От кого? От вас, - улыбаясь, говорил он окружившим его представителям-репортерам. - Конечно, это не всех касается".
В зале суда Грачев отвечал на вопросы около часа. Он отверг свою причастность к убийству корреспондента "МК" Дмитрия Холодова. Бывший министр даже удивился, что проходил по этому делу подозреваемым. После того как судья зачитал постановление следователя от 18 июня 1999 года о прекращении в отношении его уголовного дела, Грачев недоуменно сказал: "Оказывается, я был под уголовным делом".
Грачев сделал несколько громких заявлений. В частности, он обвинил Дмитрия Холодова и его главного редактора Павла Гусева в проведении заказной кампании по его дискредитации. "По моему мнению и мнению моих коллег, статьи Холодова были заказными, носили явный характер дискредитации армии, меня как министра и даже членов моей семьи, - указал Грачев. - Достаточно того, что он лживо написал о моем сыне, что тот служит в Германии. После моего отстранения от должности сына так забили, что он вынужден был уйти из армии".
Грачев рассказал, что осенью 1996 года, когда он был освобожден от должности министра, ему передали просьбу Владимира Гусинского о встрече. Медиамагнат, по словам Грачева, сказал, что хочет перед ним извиниться. По утверждению генерала, Гусинский и его окружение полагали, что он неправильно повел себя во время октябрьских событий 1993 года. "По мнению Гусинского, я должен был сесть в танк и въехать в нем в Кремль, чтобы установить военную диктатуру. Они решили, что я не додумал, не доделал, но могу додумать потом", - сказал Павел Грачев. Он отметил, что после этого, как следовало якобы из признаний Гусинского, было решено провести кампанию по дискредитации министра, и "ответственным за нее был назначен Павел Гусев".
Когда в суде были оглашены показания, из которых следовало, что Грачев просил "заткнуть рот и переломать ноги" наиболее неуправляемому журналисту Холодову, экс-министр обратился к главному обвиняемому Поповских: "Ты давал такие показания?" Тот ответил, что давал "не такие" показания. Отвечая на вопрос, давал ли он указания "разобраться" с Холодовым, Павел Грачев заявил: "В слове "разобраться" я не вижу ничего криминального, я и словарь смотрел. Я не давал команды, а требовал от всех членов коллегии, от главкомов разобраться с любым журналистом по каждой статье, написанной против армии. Разобраться - это найти тот источник, откуда черпалась эта чернуха, откуда взяли эту информацию. Если не воспитать, то направить на путь истинный". "Если кто-то воспринял мои слова неправильно, то это его трудности, - добавил бывший министр. - Приказа об убийстве я не отдавал". Павел Грачев также выразил сомнение в том, что убийство - дело рук его бывших подчиненных. По его мнению, преступление было подготовлено непрофессионально. "А они профессионалы", - заключил Грачев.
СПРАВКА
Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года на рабочем месте, после того как в его руках взорвался дипломат с миной-ловушкой. В убийстве журналиста обвинили бывшего начальника отдела разведки ВДВ Павла Поповских, командира спецотряда ВДВ Владимира Морозова, двух его замов - Константина Мирзаянца и Александра Сороку, а также руководителя ЧОП "Росс" Александра Капунцова и бизнесмена Константина Барковского. По мнению обвинения, организатором убийства журналиста стал Павел Поповских, который из карьерных соображений поручил подчиненным расправиться с журналистом. Дело в том, что бывший в то время министром обороны Павел Грачев не раз выражал крайнее недовольство негативными публикациями в СМИ об армии, в частности материалами Холодова. Московский окружной военный суд после громкого и долгого процесса всех шестерых оправдал за недоказанностью. Однако 27 мая этого года Военная коллегия Верховного суда приняла решение о пересмотре дела."