Громкие обещания поймать скинхедов, месяц назад, убивших в Петербурге таджикскую девочку так и не выполнены.
"«Россия для русских»
Напомним, что инцидент произошел поздно вечером 9-го февраля в Адмиралтейском районе Петербурга. В темной подворотне возле дома № 4 по переулку Бойцова неизвестные молодые люди, вооружившись цепями, дубинками, битами и ножами, набросились на 35-летнего гражданина Таджикистана Юнусджона Султанова, его 9-летнюю дочь Хуршеду и 11-летнего племянника Алабира Ниязова. Мужчина и дети возвращались из Юсуповского сада, где они катались на горке и на катке. В тот день Юнуса отмечал свое 35-летие. В доме находилось много гостей, в том числе и детей. Дочь и племянник захотели погулять, и Султанов повел их в сад.
По словам потерпевших, нападавших было не менее десяти — двенадцати человек. Молодые люди увязались за уроженцами Таджикистана еще около Юсуповского сада, довели их до переулка Бойцова, и когда те свернули во двор, с криками «Россия для русских» начали избивать Султанова и детей.
Мальчик каким-то чудом сумел вырваться и спрятался под припаркованный возле дома автомобиль. Только это спасло ребенка от смерти. Двумя часами позже в тяжелом состоянии он был госпитализирован в детскую больницу имени Раухфуса. Врачи констатировали у Алабира Ниязова закрытую черепно-мозговую травму, ушибленную рану головы и сотрясение мозга.
Девочка увернуться не смогла. Отец пытался спасти дочь (вследствие чего также получил черепно-мозговую травму, ушибы головы и сотрясение), но пробиться сквозь кольцо нападавших ему не удалось. Получив сильный удар молотком по голове, Юнусджон потерял сознание. Подростки нанесли Хуршеде Султановой одиннадцать ножевых ранений в грудь, живот и спину. Когда неизвестные скрылись (а нападение было стремительным), отец очнулся, поднял девочку и на руках донес до квартиры на первом этаже (Султановы до сегодняшнего дня снимали трехкомнатную квартиру в доме № 4 по переулку Бойцова). Передал ребенка матери и вызвал «Скорую помощь». Реанимационно-хирургическая бригада была на месте спустя всего девять минут. Но приезда врачей 9-летняя Хуршеда уже не дождалась — вследствие огромной кровопотери девочка скончалась.
Юнусджон Султанов, несмотря на плохое самочувствие, от госпитализации отказался. Как объяснил сам мужчина, он не мог поехать в больницу. Дома у него в тяжелом психологическом состоянии оставалась жена с грудным пятимесячным ребенком, мать погибшей Хуршеды.
«ДОСТАТЬ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ»
Как прозвучало на следующий день на пресс-конференции в городской прокуратуре, все преступление было тщательно спланировано и заняло не более трех минут. Сразу, после избиения, подростки разбежались в разные стороны. Никого из тех, кто действительно приложил руку к побоям и убийству, еще не нашли.
— По-видимому, молодые люди готовились к этому нападению, спланировали его заранее, были хорошо знакомы с системой проходных дворов в районе, — отметил заместитель прокурора города Александр Жуков. — Возможно, они знали о возвращении мужчины с детьми и поджидали их. Хотя, скорее всего, скинхедам было безразлично, кто станет их жертвой, лишь бы они являлись лицами другой национальности.
В ночь на 10-е февраля по данному факту прокуратура Адмиралтейского района возбудила уголовное дело по ст.105 ч.2 п. «в» УК РФ («убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии»). А уже во второй половине этого же дня дело было передано для производства в Управление по расследованию особо важных дел городской прокуратуры. Временно исполняющий обязанности министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Рашид Нургалиев взял расследование преступления под личный контроль и дал указание руководству Главного Управления МВД РФ по Северо-Западу подключить к работе сотрудников других силовых ведомств. По этому поводу закрытое совещание с участием «силовиков» провел полномочный представитель Президента в СЗФО Илья Клебанов. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов попросил информировать его лично о ходе следствия и принять исчерпывающие меры по задержанию виновных и привлечению их к уголовной ответственности. В конце недели вице-губернатор Петербурга Андрей Черненко отчитался перед консулом посольства Таджикистана в России Джурахоном Курбановым о ходе следствия. А губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на заседании правительства 10-го февраля заявила, что преступление, совершенное накануне в нашем городе, сродни теракту в московском метро.
— Это явления одного и того же порядка, — высказала свое мнение Валентина Ивановна и во всеуслышание поручила правоохранительным органам города, — из-под земли достать преступников и устроить над ними показательный суд.
Впрочем, сотрудники Адмиралтейского РУВД, ОМОНа и Управления уголовного розыска ГУВД Петербурга и Ленобласти и так проделали всю возможную работу. В районе происшествия были осмотрены все кафе, круглосуточные магазины, павильоны игровых автоматов, подъезды всех окрестных домов. Милиционеры за ночь с 9-го на 10-ое февраля задержали несколько десятков молодых людей, которых в течение следующих трех суток проверяли на причастность к случившемуся и принадлежность к экстремистски настроенным организациям. Параллельно сотрудники правоохранительных органов искали свидетелей произошедшего. Найденные очевидцы уже допрошены, составлены фотороботы разыскиваемых. По делу назначен комплекс судебно-медицинских и других криминалистических экспертиз.
— В расследовании подобных преступлений прокуратура Петербурга имеет положительный опыт, — оценил перспективы дела Александр Жуков. — Так, например, в сентябре прошлого года нами возбуждалось уголовное дело по факту нападения скинхедами у железнодорожной платформы «Дачное» на двух женщин таджикской национальности и их малолетних детей, в результате того столкновения была убита 6-летняя девочка. В настоящее время это преступление раскрыто. Задержаны два человека, подозреваемые в его совершении, жители Петербурга — Данилов и Хайрутдинов. И им уже предъявлено обвинение.
По нашим сведениям, в первые сутки опера задержали около 200 подростков, их опрашивали, распрашивали и отпускали. В последующие дни задерживали еще человек 40. Плюс, обошли школы Московского, Адмиралтейского, Центрального, Колпинского и Фрунзенского районов, опрашивали там, кого из ребят не было в день убийства и ближайшие дни на занятиях. Опрашивали и тех, кто тогда отстутствовал. Из источников в правоохранительных органах, стало известно, что подозреваемые есть, но их не задерживают, поскольку продолжают собирать доказательную базу.
НЕ ПЕРВОЕ УБИЙСТВО
Безусловно, факт убийства ребенка, чем бы он ни объяснялся, запредельно жесток. Но необыкновенный резонанс, который получило событие, должен объясняться еще чем-то. Чем?.. Возможно, грядущими выборами на разных уровнях. Возможно, иными временными совпадениями: московская и петербургская трагедии последовали друг за другом, и сходство их не осталось незамеченным. Возможно, именно той самой своей «показательностью», упомянутой губернатором города на Неве. По крайней мере, это первый такой прецедент в Петербурге с момента избрания Валентины Матвиенко. Ответ на вопрос об огромном резонансе может быть напрямую связан с выяснением мотивов и организаторов акции, поэтому его можно только искать. А вот найти…
За последние полгода в Петербурге это, как минимум, третий случай нападения экстремистов на детей, и второй — закончившийся гибелью ребенка. В апреле прошлого года на станции метро «Горьковская» группа неизвестных бритоголовых молодых людей, вооруженных палками, набросилась на детей-беженцев из Ирака и турецкой провинции Курдистан. Малолетние иностранные подданные приехали в Петербург из Берлина для участия в германо-российских культурных встречах. К счастью, тогда никто из детей серьезно не пострадал.
Однако точно такая же, как и на днях, непоправимая беда произошла минувшей осенью. Возле железнодорожной платформы «Дачное» скинхеды, вооружившись топором, ножами и металлическими прутьями, напали на двух таджикских женщин с маленькими детьми. В результате того столкновения в больницу в тяжелом состоянии попала одна из женщин и две девочки 5-ти и
6-ти лет. Шестилетняя малышка от полученных ранений и травм через два дня скончалась. Факт ее гибели (а также то, что послужило ее причиной) стал известен спустя лишь несколько дней. Губернатор города, вице-губернаторы, министр внутренних дел России и Президент Таджикистана не делали по этому поводу никаких заявлений.
По самым скромным подсчетам, в 2003-ем году произошло не менее десяти серьезных преступлений, к которым были причастны экстремисты. По меньшей мере, четыре из них повлекли человеческие жертвы.
По данным МВД РФ, на начало 2003 года в России порядка 25-30 тысяч молодых людей причисляли себя к скинхедам. Из них самые крупные группировки (до 7 — 10 тысяч человек) действовали в Москве и Подмосковье.
В Санкт-Петербурге, по подсчетам правоохранительных органов, в тот период было более 6 тысяч скинхедов. В Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Пскове и Калининграде — примерно по 1 тысяче.
На сегодняшний день в Петербурге, по данным городской прокуратуры, насчитывается не менее 22,5 тысяч подростков, состоящих в различных экстремистских организациях.
НЕСЛУЧАЙНОЕ НАПАДЕНИЕ?
По нынешнему делу прокуратура рассматривает две версии случившегося. Так, по крайней мере, было заявлено официально, на пресс-конференции. По одной из этих версий, преступление совершили члены неформальных молодежных экстремистски настроенных объединений (скинхеды), по другой — лица, «питающие ненависть к представителям таджикской национальности». Обе эти версии похожи друг на друга, как братья близнецы. И у них, по сути, один незамысловатый мотив — тупая агрессия.
Между тем, некоторые питерские СМИ попытались объяснить, почему в деле действительно могут быть замешаны скинхеды. Около трех месяцев назад в Петербурге впервые были привлечены к уголовной ответственности члены экстремистской молодежной организации «Шульц-88». В отношении двух лидеров этой скин-группы (24-летнего Дмитрия Боброва и 23-летнего Алексея Вострокнутова) возбудили уголовное дело по 150, 280 и 282 статьям Уголовного кодекса РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ, разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, создание экстремистского сообщества). В декабре прошлого года Боброву и Вострокнутову предъявили обвинение, и до сих пор они находились под стражей. А 9-го февраля городской суд Петербурга отказался изменить Алексею Вострокнутову меру пресечения (арест на подписку о невыезде). Случайно или нет, но именно вечером этого дня была убита Хуршеда?
На первый взгляд, есть некоторые территориальные «совпадения». Дело в отношении лидеров группы «Шульц-88» расследовалось 18-ым отделом УБОП, который находится на проспекте Римского-Корсакова, 9. Что в принципе очень близко от дома № 4 по переулку Бойцова. И, может быть, «обидевшиеся» скины искали жертву поближе к «обидчикам», чтобы «отомстить»?.. Правоохранительные органы пока не делают таких выводов. И вот на каких основаниях. Неформальное объединение экстремистов под названием «Шульц-88» появилось в Питере несколько месяцев назад, оно довольно немногочисленно (не более 10 — 15 человек), а главное — большинство членов этой организации — несовершеннолетние, абсолютно управляемые лидерами группы мальчишки. В ноябре 2003 года «шульцы» лишились своих «идейных вдохновителей». На протяжении последних трех месяцев группа никак ничем себя не проявила. Ни когда, вместо заурядной «хулиганки», Боброву с Вострокнутовым вменили три серьезных статьи. Ни когда обоим подозреваемым предъявили обвинение. Наибольшие сомнения у людей в погонах вызывает то, что никем не руководимые подростки могли самостоятельно спланировать такую акцию. Однако нет стопроцентной уверенности в том, что несовершеннолетними преступниками никто не руководил. Сравнение Валентины Матвиенко петербургских событий с терактом в московском метро в том числе заставляет задуматься о возможных организаторах. Сами участники «Шульца-88» не подтверждают свое участие в событиях 9-го февраля.
Неофициально существует еще одно предположение насчет того, что стало причиной нападения на таджиков. Доказать его обоснованность сейчас практически невозможно. По неподтвержденным данным, отец семейства Юнусджон Султанов имел отношение к торговле наркотиками. Причем продажу их он якобы осуществлял при помощи дочери Хуршеды: героин носила при себе девочка. И ярость подростков именно поэтому обрушилась главным образом на нее. Кстати, по этой версии, подозреваемыми также проходят бритоголовые. В этом мнении сходятся все, в том числе и сотрудники органов внутренних дел, в основном потому, что нападение по всем своим чертам характерно для экстремистов. Правда некоторые источники уверяют, что в данной истории скины были лишь исполнителями, заказа конкурентов Султанова. Впрочем «наркотическая» версия может быть и дезинформацией — запущенной то ли правоохранительными органами, чтобы не спугнуть преступников, то ли городскими властями, которым очень не хочется признавать, что в городе есть серьезные проблемы с националистами.
Члены таджикской диаспоры в Петербурге также склонны считать избиение и убийство делом рук скинхедов. В доказательство этого они приводят тот факт, что в последние месяцы представители крайне настроенной молодежи уже совершали нападения на таджиков, торгующих на Сенном рынке. Надо заметить, что милицией такие случаи зафиксированы не были.
«ВРЕМЕНЩИКИ»
Семья Султановых (муж, жена и ребенок) приехали в Петербург из Таджикистана в прошлом году. В городе на Неве у Юнусджона уже несколько лет проживает родная сестра. Собственно, по ее уговору, мужчина и подался в Питер «на заработки». Чем занимался Султанов в Петербурге до конца не ясно. По заверению председателя местной таджикской диаспоры Назара Мирзоды, Юнусджон работал грузчиком на Сенном рынке, за что получал по 200 — 300 рублей в день. И этих денег Султановым хватало на пропитание и на оплату жилья.
Все члены семьи временно зарегистрировались в одном из ведомственных общежитий в Невском районе города, но на самом деле проживали в трехкомнатной квартире на Бойцова. Жилье снимали по знакомству, благодаря чему платили за него очень дешево — три тысячи рублей в месяц. Хозяин квартиры тоже был доволен жильцами — достаточно чистоплотные, вежливые, аккуратные, платили всегда в срок, а то и вперед за несколько месяцев… Видимо, материального недостатка в семье не чувствовали. Этой осенью у Султановых родилась вторая дочь.
Как объясняет председатель таджикского землячества Назар Мирзода, на родине их сейчас царит невероятная безработица. Поэтому даже заработок в 5-7 тысяч рублей кажется выходцам из Таджикистана роскошью. Лица таджикской национальности, переехавшие в Россию на постоянное место жительства, таких, как Султанов, называют «временщиками». Они приезжают сюда из республик бывшего СНГ, перекантоваться какой-то срок, до «лучших времен», чтобы с их наступлением вернуться в родные края.
Для Султановых этот срок уже закончился. Хоронить дочь Хуршеду родители решили на родине. Деньги на похороны 9-летней девочки собрала таджикская диаспора. Вечерним рейсом 12 февраля Юнусджон отправил жену с живой и мертвой дочерьми в Душанбе. До последнего момента он собирался улететь в Таджикистан вместе с ними, и лишь незавершенный уголовный процесс не позволил ему этого сделать. Однако, как сказал Юнус в телефонной беседе, он намерен покинуть город, как только ему предоставят такую возможность. На вопрос: «вернутся ли они обратно в Петербург»? Султановы категорично ответили: «Никогда».
"
11.03.2004
Игорь Айзиков, Санкт-Петербург, специально для ФЛБ