"В начале мая министр внутренних дел Украины Кравченко объявил о массовых "передвижках" в рядах нерядовых управленцев своего ведомства. Поменяли "дислокацию" ряд руководителей областных УВД, что, естественно, отразилось и на судьбе их "команд". В целом это было подано, как плановая ротация кадров. Вместе с тем, есть основания полагать, что в ходе этих перестановок произошла и косметическая "зачистка" милицейских рядов, в результате чего некоторые руководители лишились доходных должностей (или же были перемещены на не менее доходные). В частности, речь идет о начальнике УГАИ Киева Александре Колесникове. И если его вышестоящего начальника - руководителя столичной милиции Михаила Корниенко передвинули на должность замминистра ( он стал начальником милиции общественной безопасности МВД), то куда отправился Колесников официальные милицейские каналы умалчивают. А вот куда бы его следовало отправить - свидетельствует неафишируемая информация, которая по данным автора, доподлинно известна руководству МВД.
Милицейская служба занесла Колесникова в Киев на волне ротации кадров, которая "смыла" предыдущее руководство ГУВД Киева. В начале осени 1997 года подполковник Колесников был назначен начальником МРЭО №6 ГАИ, куда он прибыл из Крыма, где руководил всеми МРЭО полуострова. Не минуло месяца, как на новом месте Колесникову досрочно присваивают полковничье звание, хотя занимаемая им должность этого отнюдь не предусматривает. Уже в начале 1998 года его назначают на освободившуюся должность замначальника ГАИ Киева.
Бывшие подчиненные Колесникова утверждают, что на этом посту в полней мере раскрылись качества их руководителя, как-то хамство и запредельная алчность. Якобы по команде и под непосредственным руководством второго человека в столичной ГАИ был запущен механизм организованных поборов с руководителей ГАИ и МРЭО (всего 23 по городу). Такое нововведение в работе внедрялось под разговоры о необходимости ремонта здания городского управления ГАИ на ул. Семьи Хохловых, 5 (реально нужды в ремонте не было). Суммы "взносов" с конкретных начальников районных ГАИ определялись исходя из производственно-коммерческих характеристик районов - от 3000 гривен в месяц. Размеры поборов регулярно росли. Деньги собирали двое надежных помощников Колесникова. Помимо этих подношений "наличкой" районным начальникам доводилось оплачивать неведомые счета.
Некоторые руководители осмеливались вопрошать на служебных совещаниях: откуда, собственно, брать деньги? На что следовал аргументированный ответ: "Не знаешь откуда - пиши рапорт на увольнение". Порой Колесников прибегал к иному аргументу типа: "Что, б..., наворовались? Делиться пора!" Естественно, речь не шла об оприходовании средств.
Наиболее принципиальные руководители в структуре столичной ГАИ вынуждены были перейти на другую работу. Их место занимали "выдвиженцы" Колесникова, зачастую из других регионов, в частности, уволенные ранее за дискредитацию органов внутренних дел. Как-то, нынешний начальник одного из МРЭО, который до своего восстановления на службе в Киеве работал директором рынка. Случались и другие внешне труднообъяснимые кадровые передвижки.
Еще штрих к портрету подчиненных Колесникова. В мае 1998 года управлением ГАИ МВД проводилась контрольная проверка деятельности УГАИ Киева, в том числе МРЭО-6, руководителем которого в то время являлся капитан Трохименко. Капитан демонстративно не предоставил проверяющим несколько томов дел с документами регистрации транспорта. Что, впрочем, не помешало комиссии выявить массу грубых нарушений в работе гаишного подразделения. О чем и было сообщено в итоговой справке комиссии. Результатом чего должно было стать дальнейшее расследование органами прокуратуры с последующей передачей дела в суд. В действительности же Трохименко в качестве поощрения за доблестный труд назначают на должность замначальника отдела по контролю за деятельностью городских МРЭО, то есть он становится заместителем Колесникова.
Как свидетельствуют сотрудники столичной ГАИ, под руководством Колесникова и его окружения в прошлом мощная структура МРЭО пришла в упадок, а три городских МРЭО оказались практически разграбленными. Тогда же одному из гаишных функционеров городского масштаба присвоили звание полковника, назначив предварительно на соответствующую званию должность. Однако, тот не исполнил обязательного требования - не "поднес" благодетелю, в связи с чем вскоре был понижен в должности.
Аппетиты Колесникова росли. В 1998 году на его день рождения руководители подразделений "сдавали на подарок" по тысяче и более долларов. Светлый праздник всех гаишников Киева с помпой отмечался на корабле.
Как утверждают бывшие подчиненные Колесникова, дабы скрасить суровые милицейские будни, из-за пределов Киева ему доставляли девиц, которые занимали непыльные должности "секретарш". Говорят, что в их должностные обязанности, кроме всего прочего, входило сметание птичьего помета со стола начальника. Что поделаешь: есть у Александра Колесникова слабость: голуби. По цене от 3000 гривен за особь. Голубятня по указанию начальника была пристроена непосредственно к его кабинету, что доставляло ему массу радостных минут, а "секретаршам" - сплошные хлопоты.
Вас беспокоит, как нынче живется гражданину Колесникову, как складывается сегодня его трудовая биография? Сорвал ли с него министр погоны, отдал ли материалы проверки в прокуратуру или "переместил", как и его начальника генерала Корниенко, в другое мягкое кресло? Будьте покойны. Нынче Колесников в порученцах. Должность его звучит следующим образом: инспектор по особым поручениям Главного управления ГАИ МВД Украины. Вот только с голубятней проблемы... Ну да ничего. Пересидит в инспекторах смутные времена, а там глядишь - вынырнет где-нибудь на должности высокопоставленного украинского полицейского.
Что не удивительно, ведь принцип неотвратимости наказания для милицейских управленцев в Украине не действителен. Достаточно сказать, что о грубейших нарушениях Колесникова, подпадающих под статью УК, в МВД было известно еще по результатам работы последнего начальником Ясиноватского МРЭО ГАИ Донецкой области, где были возбуждены уголовные дела по фактам постановки на учет краденых автомобилей - в 1996 году, еще до перевода Клесникова в Крымскую ГАИ. Все указывало на его непосредственное руководство операцией по легализации угнанного транспорта. Но такие люди, как Колесников, всегда кому-то нужны. Потому-то он без потерь и перебрался в Крым, а затем в Киев.
Спецнарушители общественного порядка
Следующая ГАИшная история датируется 18 сентября 1999 года. В этот день наряд дорожно-патрульной службы ГАИ города Вознесенска задержал автомобиль СААБ-9000, номер 136-46 КХ, который с включенными фарами и на большой скорости преодолел пешеходный переход, проигнорировав граждан, разбежавшихся из под колес авто, словно цыплята. Когда же гаишники остановили машину, ее владелец вместо водительского удостоверения предоставил так называемый Спецталон, который освобождает его владельца от исполнения единых дорожных правил (очевидно, для выполнения особых заданий, как-то преследование преступника и пр.) и выдается редкой категории милицейских сотрудников, как правило, руководящего звена. Талон оказался старого образца, что вселило подозрение в сторожевых дороги: уж не подделка ли? Владелец талона отказался предъявлять водительское удостоверение, заявив, что он везет большого милицейского босса, ткнув пальцем в пассажира на заднем сиденье. После этого водитель и "начальник" были препровождены в милицейский околоток. Пассажир тут же письменно заявил, что он никакого отношения к милиции не имеет. Равно как и владелец Спецталона.
В дальнейшем выяснилось, что владелец СААБа приобрел это авто у крупного милицейского чина из числа руководства горуправления милиции Борисполя, что в пригороде Киева. А как бесплатное приложение к покупке продавец в погонах презентовал свой Спецталон (благо никаких фамилий на нем не указывают). В принципе, случай этот не единственный, до недавнего времени заполучить подобный Спецталон в Украине не представляло большого труда - достаточно было обладать некоторой суммой в валюте или надежным "связным" в милицейских кругах. Например, перевел деньги на проведение смотра-конкурса юных инспекторов дорожного движения - вот тебе Спецталон в награду. Да мало ли куда, кому и на какие нужды можно передавать и вручать деньги... Наконец, Спцталонов развелось такое неимоверное количество, что они, как и любая валюта при ее избытке, - девальвировались. Поговаривают, что якобы по этой причине и был снят в свое время с должности главный ГАИшник страны Юрий Дагаев.
Последний крик украинской автомоды
То же самое происходит с "блатными" номерными знаками. Выдача "нулевых", "семерочных" и, бог знает, еще каких спецномеров всегда была доброй статьей дохода для сотрудников МРЭО и их руководителей. Но и здесь случилась полная путаница по причине бойкой торговли. Постовые ГАИ уже не успевали подносить руку к фуражке при виде проносящихся вереницами авто с "блатными" номерными знаками.
Чтобы как-то отсеять своих, то есть милицейских и особо приближенных, а также членов правительства, аппаратчиков из администрации Президента от затесавшихся за деньги, в Украине не так давно было внедрено нововведение: номерные знаки с тризубами и минимумом цифр. Это сегодня последний крик украинской автомоды.
А чтобы как-то легализовать торговлю "блатными" номерами, решено было выдавать номерные знаки произвольного содержания - за отдельную плату. Ну совсем как в США. Так что скоро каждый украинец сможет нацепить под бампер что-то вроде "I (c)GAI " или "I love Ukrainian policaj". Вот это будет по-западному! "