"Три последних выборных кампании снискали Питеру славу «столицы грязных выборных технологий». Не менее сомнительную, чем слава «криминальной столицы». Что в Законодательное собрание города, что в губернаторы Петербурга, что в Государственную Думу - всюду избирали нечисто...
Покупка голосов, кандидаты-«двойники», призванные оттянуть голоса от основных претендентов, поддельные листовки и газеты якобы от имени кандидата - с такими обещаниями, которые должны только отвратить от него сердца граждан... Раздача от имени кандидата пищевых или вещевых наборов, составленных из просроченных продуктов или неликвидных вещей, прямая агитация против конкурентов (стоимость которой явно превышает размеры дозволенного законом избирательного фонда), «поддержка» претендента со стороны личностей или движений явно сомнительного характера... Перечислять приемы грязных технологий можно было бы долго, но, как говорят сами политтехнологи, ни одна методика, «белая» или «черная», несравнима по своей эффективности с пресловутым административным ресурсом.
Тем не менее обилие нарушений в ходе предыдущих выборных кампаний побудило петербургских правоохранителей заявить, что «на президентских выборах будет проводиться активная профилактическая работа по поиску «центров черного пиара», пресечению подкупа избирателей, а также борьба с тиражированием в местных типографиях фальшивой агитлитературы».
Кампания по выборам российского президента идет полным ходом. И конфликтов в ней уже более чем достаточно. Что же происходит на берегах Невы? Как сообщил руководитель пресс-службы УФСБ по Петербургу и Ленобласти Валерий Кузнецов, «наша служба находится вне политики». Так что помочь «своему» эфэсбэшники, по идее, ничем не могут - даже если бы и хотели. Самостоятельных оперативных мероприятий по пресечению нарушений закона в ходе избирательных кампаний они не проводят, а участвуя в них по поручению избиркомов (для проведения экспертизы подлинности собранных подписей) либо Министерства печати (для пресечения проявлений «черного пиара» в СМИ).
Примечательно, что в ведение ФСБ, по сравнению с органами внутренних дел и прокуратурой, входит наименьшее число нарушений закона: государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, диверсии, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну; а также это ведомство обязано информировать «органы власти» по выявлению ситуаций, несущих угрозу для государства. Получается, что разнообразные выборные нарушения в компетенцию самой грозной спецслужбы практически не попадают. Призывы к насильственной смене государственного строя от кандидатов редко услышишь - разве что нечто об исключительности по национальному или конфессиональному признаку... Вот и выходит, что из всех уже имевшихся в ходе президентской кампании «спорных» ситуаций напрямую ФСБ могли задействовать только для розыска пропавшего (и благополучно нашедшегося через несколько дней) Ивана Рыбкина.
У остальных правоохранительных структур законных возможностей для выявления выборных нарушений поболе. Правда, как утверждает председатель питерского Горизбиркома Александр Гнетов, до самого последнего времени никаких «таких» поручений они не давали. Даже разбрасывание в метро плакатов с призывами не принимать участие в выборах 14 марта, подписанные «Движением за неявку», и то вряд ли повлечет за собой официальное реагирование. Хотя заместитель Гнетова Дмитрий Краснянский и назвал эту акцию «провокацией, нацеленной на срыв выборов», все же, по его словам, «распространение подобных агитматериалов не противоречит закону». Причем призывы к голосованию против всех или к бойкоту выборов, в отличие от агитации за персонифицированных соискателей, не требуют указания «оплачено из избирательного фонда...» Правда, по зрелом размышлении, в истории с этими листовками стражи порядка все же усмотрели административное нарушение и возбудили дело.
Окончательно решать, что является нарушением, а что нет - прерогатива прокуратуры. Туда стекаются все жалобы граждан и избирательных комиссий, обиженных кандидатов и их доверенных лиц, а также оперативная информация из милиции и ФСБ о тех или иных выборных безобразиях.
Впрочем, не стоит забывать, что правоохранительные органы - еще и гигантские банки данных, где собран уникальный массив информации. И не только о конкретных правонарушениях и правонарушителях. Можно предположить, что сведения о кандидатах и их связях в политике, бизнес-сообществе, журналистской среде, возможных связях с организованной преступностью, осевшие в этих закромах, нередко бывают востребованы извне: начиная от криминальных и бизнес-структур и заканчивая политиками-конкурентами и властями.
Что касается власти, то вряд ли ей сегодня реально угрожает срыв выборов из-за неявки к урнам или активного протестного голосования. Но вот подпортить «успешные» показатели вполне возможно. Особенно после того, как уже прозвучал оптимистичный прогноз: явка должна составить не менее 70 процентов избирателей, а те, в свою очередь, должны принести основному претенденту не менее 75 процентов голосов. И, судя по всему, питерские высшие чиновники по этому поводу беспокоятся. И тут уже могут возникнуть вопросы: а кто конкретно призывает ставить в бюллетенях галочку «против всех»? А кто заказывает им музыку? А кто за музыку платит? И в поисках ответа на эти вопросы вполне логично обратиться к... Сами знаете куда.
Некстати
Во вторник около ста человек пикетировали питерский предвыборный штаб и общественную приемную Владимира Путина. Акция у Горного института, организованная Комитетом единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан, прошла под лозунгами: «Гарант Конституции, защитите от произвола чиновников!», «Троицкому полю - покой и волю!», «Нет уплотнительной застройке!» На имя президента РФ было передано обращение с фактами многочисленных нарушений законодательства со стороны как фирм-инвесторов, так и функционеров (выдержки из этого письма «НГ» публиковала 26.02.2004 года). «Если власти бойкотируют наше право на благоприятную окружающую среду, нам остается только прибегнуть к крайней форме протеста - призвать петербуржцев к бойкоту голосования 14 марта» - такие и значительно более жесткие слова звучали на пронизывающем ветру у стен Горного. А вчера свой пикет на углу Малой Конюшенной и Невского проспекта провели сторонники «Движения за неявку». Аналогичное мероприятие состоится в субботу на площади Искусств.
Цитата «Новой»
«Во исполнение Федерального закона от 12.06.02 г. НР 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.03 г. НР 19-Ф3 «О выборах президента Российской Федерации», Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 10.12.03 г. НР 337-СФ, приказа МВД России от 31.12.01 г НР 1046 «Об организационных мерах по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов президента Российской Федерации», в целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в ходе подготовки и проведения 14 марта выборов президента Российской Федерации, требую установить все печатные органы (типографии, PR-агентства и т.д.) на территории вашего подразделения с указанием фактического, юридического адресов, данные руководителей, ведомственная принадлежность, форма собственности. Установить заказчиков агитационной продукции (плакаты, листовки, календари, рекламные щиты и т.д.), связанной с проведением выборов президента Российской Федерации. Установить тираж, стоимость, цветность агитационной продукции, а также возможного получателя готового тиража агитационной продукции. Получить содержание агитационной продукции. Всю полученную информацию докладывать ежедекадно в 10-й отдел УБОП при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Начальник ГУВД по Петербургу и Ленобласти Михаил Ваничкин"
04.03.2004
Александр Самойлов, Алексей Владимиров Новая газета