"Была пятница, 19 октября, когда российского министра путей сообщений Николая Аксененко пригласили в качестве свидетеля на беседу в Генеральную прокуратуру. Беседа была предлогом, министру предложили подписать обвинение в его адрес, среди прочего в злоупотреблении служебным положением и неуплате налогов. С министра взял подписку о невыезде из России. Он отвергает все обвинения в свой адрес и говорит о политической игре. На первый взгляд, случай с Аксененко может показаться сенсацией. Поскольку впервые в период правления нового российского президента открывается дело в отношении действующего министра. Создается впечатление, будто Владимир Путин собирается серьезно позаботиться о соблюдении в России законности, создании эффективной системы государственного управления и прозрачной вертикали власти. При этом нельзя избежать уголовного преследования и в отношении высокопоставленных политиков, отказаться от заслуживающих внимания судебных процессов.
Размах коррупции и злоупотребления властью в российском государственном аппарате уже давно превзошел, говорят наблюдатели в Москве, всякие мыслимые рамки. Случай с Аксененко имеет более значительный характер, поскольку 52-летний министр путей сообщений из Новосибирска не просто один из министров, он управляет гигантской империей. Российские железные дороги наряду с газовым концерном "Газпром" и энергетическим объединением РАО ЕЭС является так называемой третьей естественной монополией, третьей опорой российской экономики. Оборот управляемых Аксененко российских железных дорог достигает в год суммы в размере 10 миллиардов долларов США. По железной дороге в России осуществляется 80 процентов внутренних и международных грузоперевозок и 40 процентов перевозок пассажиров. Министерство контролирует 159 000 километров железнодорожных магистралей, что почти в четыре больше чем длина экватора, на его предприятиях работают 1,4 миллиона человек.
Аксененко подозревают в присвоении 2,3 миллионов долларов США. Кроме того, его министерство, как говорится в обвинении, в прошлом году не перечислило налогов на сумму 370 миллионов долларов США. Аксененко обвиняют также в том, что он без согласования с правительством ввел в своем министерстве 250 новых должностей, самовольно повысил размеры действительно скромных зарплат своих сотрудников, пускал "налево" доходы железной дороги, которые шли в министерские фонды, предназначенные, например, для повышения квалификации и поддержания здоровья сотрудников, для инвестиций, проведения реформ, организации рекламы, а также использования в качестве финансового резерва.
Одновременно с началом следственных действий в отношении Аксененко Генеральная прокуратура объявила в международный розыск крупного предпринимателя Бориса Березовского. Между тем, Березовский еще за несколько месяцев до этого выехал во Францию. В России ему грозит процесс в связи с присвоением выручки авиационной компании "Аэрофлот", акционером которой он являлся. Однако сомнительная деятельность Березовского не мешала Кремлю до тех пор, пока он мог быть уверен в поддержке мультимиллиардера. Только после того, как Березовский из приближенного превратился в противника российского президента, бывший серый кардинал Кремля стал персоной нон грата.
Березовский и Аксененко раньше были соратниками. Оба входили в знаменитую своей сомнительностью "семью", в ближайшее окружение первого российского президента Бориса Ельцина. В 1997 Ельцин назначил Аксененко министром путей сообщений, а в мае 1999 года, как говорили, по рекомендации Березовского, - первым заместителем премьер-министра. Летом 1999 года он с его помощью чуть было не стал главой правительства. Однако в интригах вокруг этого поста Ельцин, однако, решил в пользу Сергея Степашина.
Этот человек из Санкт-Петербурга занимал без всякого успеха и лишь на короткое время многие государственные посты. Он был главой разведки, министром внутренних дел и премьер-министром. Степашин охотно рассказывает о своей дружеской близости к Путину. В апреле 2000 года президент назначил его председателем российской Счетной палаты. Несколько дней назад, выступая по телевидению, Степашин обвинил своего бывшего соперника в том, что в министерстве путей сообщений расхищались деньги, строились гостиницы, дома отдыха, спортивные сооружения. Впрочем, последнее является широко распространенным обычаем в деятельности органов власти и государственных предприятий.
Бросается в глаза, что в последние три недели Счетная палата во главе со Степашиным проявляла необычайную активность в проведении проверок правительственных органов. Счетная палата, созданная в 1995 году как "орган государственного финансового контроля, независимого в своей деятельности и в организационном плане", который, согласно закону, подчиняется только двум палатам Федерального Собрания, отвечает, прежде всего, за осуществление контроля за использованием государственных средств. В последнее время она установила в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой факты злоупотребления служебным положением среди высокопоставленных чиновников Министерства по чрезвычайным ситуациям, в традиционно особо коррумпированном Государственном таможенном комитете, в Государственном комитете по рыболовству, который уже давно считается замешанным в преступной деятельности, и в Министерстве по защите окружающей среды.
Министр путей сообщений Аксененко отправился сразу после этого в отпуск, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу сказался больным: по новому Закону о труде человек не может быть уволен, пока он болен или находится в отпуске. Далее Генеральная прокуратура предложила Государственной Думе, то есть нижней палате парламента, лишить иммунитета депутата Владимира Головлева. Его обвиняют в нарушении правил приватизации в Челябинской области. Этот случай может стать проверкой того, насколько Путин тверд в своем обещании не проверять законность приватизации, проведенной при его предшественнике Ельцине. В прошлом Генеральная прокуратура неоднократно пыталась оспорить результаты приватизации.
В Москве оживленно обсуждают причины неожиданной активности Генеральной прокуратуры и Счетной палаты. Степашин на днях говорил, что все согласовано с Кремлем. Вопрос не в том, виновен министр или депутат или не виновен, говорит, например, политический наблюдатель Дмитрий Пинскер, поскольку полная противоречий правовая система России не может защитить от нарушений законности никого из государственных чиновников, каким бы он честным ни был. Проблема в большей степени заключается в том, говорит Пинскер, что у каждого из попавших сейчас под обстрел чиновников было нечто общее: "Все они были когда-то связаны с ельцинским режимом, с "семьей" и поддерживали отношения с Березовским". Поэтому, продолжает Пинскер, речь идет не о борьбе с коррупцией, а о перераспределении собственности и власти.
Так, российские средства массовой информации предполагают, что за обвинениями в адрес министра путей сообщений стоит алюминиевый король Олег Дерипаска, который контролирует до 80 процентов всего производства алюминия в стране и, как говорят, имеет хорошие связи с Путиным. Дерипаска это отвергает, однако известно, что он против реформ, которые планирует Аксененеко, и против повышения тарифов. Бывший министр приватизации Анатолий Чубайс, занимающий ныне пост президента могущественного энергетического объединения РАО ЕЭС, взял своего коллегу под защиту. Министр путей сообщений является одним из лучших менеджеров страны, сказал он. Его уход был бы большой потерей. Открытая солидарность Чубайса с министром, которого он раньше не высоко и ставил, объяснима: он опасается за свою собственную судьбу. "