Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Продается тротил. Дешево

На днях в редакцию позвонил мужчина, который сообщил нам, что ему предложили купить взрывчатку. В милицию он уже обращался, но та никак не реагирует…

"Кому тротил?

Звонивший представился Михаилом. По его словам, некие «ребята» предложили ему две двухсотграммовые тротиловые шашки. По тысяче рублей каждая. Михаил якобы отказался и минут через пятнадцать после ухода торговцев взрывчаткой позвонил в дежурную часть УВД Тольятти: 39-10-51. Принимая во внимание нынешнюю ситуацию, Михаил считал, что реакция органов будет мгновенной, но ошибся. Совершенно спокойно выслушав его заявление, милиционеры посоветовали бдительному гражданину позвонить по другому телефону — 39-08-21 (коммутатор УВД Тольятти). Но и там сказали, что Михаил обратился не по адресу, и дали еще один номер — 37-43-41 (дежурная часть Автозаводского РУВД). Оттуда его отправили в лицензионно-разрешительную службу УВД, которая принимает у населения оружие и взрывчатку на добровольной основе. Михаил пытался объяснить, что он не собирается сдавать взрывчатку, а хочет помочь органам изобличить преступника, который ей торгует. Но его не поняли. В лицензионно-разрешительной службе Михаилу дали телефон Центрального РУВД — 22-98-07. Где его снова послали. На этот раз в уголовный розыск УВД. Круг замкнулся.
— Больше я звонить не стал, — признался Михаил, — по голосам милиционеров понял, что от меня пытаются отделаться, как от назойливой мухи. Как это так? В стране едва ли не каждый день теракты происходят, милиция постоянно призывает граждан к бдительности, а сама игнорирует заявление о взрывчатке! В наше время никому ничего не нужно…

«Рыбак»

Сначала этот рассказ вызвал у нас недоверие. Мало ли ненормальных звонит в редакцию ближе к весне. Ведь правоохранительные органы, если верить их руководителям, буквально поставлены на уши. А тут человек хочет «сдать» реального торговца взрывчаткой, которая может рвануть завтра, например, в «Руси» или на оживленной улице.
Да и некоторые детали в рассказе звонившего показались нам странными. Так, например, на вопрос, почему тротил предложили именно ему, а не кому-нибудь другому, он ответил:
— Я рыбак, они думали, рыбу глушу. Вот и обратились…
Мы пригласили мужчину в редакцию, но перед приходом Михаила навели о нем справки. Фамилию свою в статье он просил не называть по вполне понятным причинам, но для редакции свое ФИО он все же сообщил. У нашего «рыбака» оказалось полное приключений темное прошлое. Он был дважды судим. Кроме того, в отношении Михаила неоднократно возбуждались уголовные дела. В том числе по факту изготовления и хранения взрывных устройств. Это означало, что он, действительно, мог иметь определенные связи в среде торговцев взрывчаткой.

Контрольный звонок

В редакции Михаил выложил на стол две медные трубки толщиной с карандаш и заявил, что это детонаторы. Купил у тех самых парней, что предлагали тротил. В качестве еще одного доказательства правдивости своего рассказа наш гость сделал «контрольный звонок» в УВД Тольятти. По тому же номеру телефона, что и звонил накануне, — 39-08-21. Мы приводим телефонный разговор Михаила с милицией полностью и дословно:
— УВД.
— Алло, здравствуйте, девушка. Мне предложили кое-что приобрести из взрывчатых веществ. К кому мне обратиться?
— Минуточку, сейчас соединю. (Пауза.)
— Уголовный розыск УВД.
— Алло, здравствуйте, девушка. Дело в том, что мне сейчас предложили приобрести кое-что из взрывчатых веществ…
— Погромче говорите.
— А? Погромче? Хорошо. Я говорю, мне предложили приобрести кое-что из взрывчатых средств. С кем мне связаться, чтобы поговорить по этому вопросу?
— Секундочку. Я вас переключу. (Пауза.)
— Да! (мужской голос)
— Алло, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Вы понимаете, дело в чем… Мне знакомый позвонил и предложил купить что-нибудь из взрывчатых веществ. Вот думаю, может быть, у вас там кто-нибудь заинтересуется этим вопросом.
— Конечно, конечно. Давайте в дежурную часть позвоним.
— В дежурную?
— Тридцать девять, десять, пятьдесят один. (Короткие гудки на линии.)
— Продолжать? — спросил нас Михаил.
— Не надо, — ответили мы, — и так все понятно…

дительные милиционеры все же есть

Он оставил нам один «детонатор» на память и ушел. Однако мы все еще не могли поверить до конца в то, что правоохранителям на самом деле наплевать на две тротиловые шашки по тысяче рублей каждая, и решили еще раз обратиться в милицию.
Мы начали обзванивать другие номера городского УВД. Мужчина, ответивший по телефону 30-35-34, узнав, что взрывчатку пытались продать на территории Центрального района, посоветовал обратиться в дежурную часть ЦРУВД. Туда же нас, как мы и предполагали, переадресовал дежурный УВД Автозаводского района. В ЦРУВД нас соединили с уголовным розыском УВД Центрального района (тел. 48-51-99). Мужчина, поднявший трубку, попросил нас приехать в управление. Приглашение немного обнадежило. Это все же лучше, чем быть вовсе отфутболенным.
На следующий день нам удалось найти еще одного неравнодушного милиционера. Один добрый человек подарил нам номер сотового телефона начальника отделения по незаконному обороту оружия Алексея Максимова. Тот сразу заинтересовался нашей информацией и не отстал, пока мы не свели его с Михаилом. К сожалению, операция по задержанию торговцев тротилом так и не состоялась. Они больше не позвонили.
Максимов считает, что этих торговцев не было вовсе. Ведь и детонатор, который Михаил подарил нам на память, по словам Максимова, оказался не детонатором, а просто медной трубкой, запаянной с одного конца. Мало ли сумасшедших звонит в редакцию ближе к весне…
Но важно-то в этой истории, наверное, не то, что детонатор оказался дешевой бутафорией. Да и торговец тротилом мог быть лишь фантазией не вполне уравновешенного человека, а Михаил — десятым шутником, позвонившим в тот день в милицию с предложением сдать торговца оружием. Важно то, что одиннадцатый позвонивший мог быть как раз тем, кто не шутил.
Говорят, террористы очень умело усыпляют бдительность спецслужб. Постоянно подбрасывают «дезу» о грузовиках с взрывчаткой и террористами, направляющихся в Россию. В первый раз все правоохранители поднимаются по тревоге, на пятый всерьез информацию уже никто не воспринимает, на десятый раз все лишь делают вид, что ищут этот самый грузовик. И потом нам остается лишь удивляться, как боевикам и шахидкам Бараева удалось доехать до «Норд-оста».
Нам говорят: «Будьте бдительны». Но, увы, эта фраза стала для всех пустым звуком еще во время борьбы с врагами народа. И теперь всем почему-то кажется, что московская станция метро «Павелецкая» находится на другой планете. Всем — и офицеру, который торгует тротилом с армейского склада, и милиционеру, который, позевывая, отфутболивает человека, желающего помочь этого офицера изобличить. А полкило тротила, проданные, может быть, за те самые две тысячи рублей — это ровно столько, сколько хватило для того, чтобы разнести в щепки вагон московского метро.

Комментарии

Вячеслав Хадорич, начальник криминальной милиции УВД Тольятти:
— Я продолжу историю со взрывчаткой, которая заканчивается на том, что начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия Алексей Максимов связался с Михаилом. В ходе беседы Михаил выразил согласие на проведение «контрольной закупки». Но в ходе мероприятия информация о продаже взрывчатых устройств не подтвердилась. Тогда мы навели справки о Михаиле. Оказалось, что ранее он неоднократно обращался в милицию с аналогичными заявлениями, предлагал сделать «контрольные закупки» оружия и взрывных устройств. Однако, как и в данном случае, ни одно заявление не имело под собой реального основания, не было никаких торговцев тротилом. Убедившись в этом, мы пришли к выводу, что парень просто пытается поднять свой статус в глазах правоохранителей.
— Понесет ли он какое-нибудь наказание за дачу заведомо ложных сведений?
— По идее, должен. Но с другой стороны, гражданин проявил бдительность, а это не возбраняется. Пусть даже информация и не подтвердилась, мы все равно благодарны ему за помощь.

Валерий Шаповалов, заместитель начальника УВД Тольятти:
— По этому факту в УВД будет проведена тщательная служебная проверка. Хотя мы уже установили, что никаких официальных обращений по поводу продажи взрывчатых веществ не было. Возможно, гражданин действительно звонил, чтобы оказать милиции определенную помощь, но не представился или отказывался сообщать свои координаты. Кстати, номер 39-08-21 — это бюро пропусков и своего рода справочное бюро. На телефоне сидит гражданское лицо — девушка с телефонным справочником УВД. В таких вопросах она некомпетентна.
— Тогда откуда у Михаила номера телефонов городского УВД?
— Не знаю. Наверное, дали в справочной «09»… Кроме того, мы установили, что в тот день в дежурную часть УВД звонков вообще не было. Пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к гражданам с просьбой звонить в таких случаях по телефонам: «02», 39-10-05, 39-26-10, 39-10-56, 39-26-40, 39-13-54 или 39-10-51. Есть еще круглосуточный телефон доверия — 39-09-00, позвонив по которому граждане могут сохранять анонимность. "
27.02.2004

Роман Карпенко
Площадь свободы