Грязный и шумный скандал, разразившийся между нашей страной и Катаром, не имеет прецедентов в истории новой России. Монархия Персидского залива настолько мала (800 тыс. жителей), что некоторые ее странности можно было и проигнорировать, если б на кону не стояла честь России и жизнь как минимум двух ее граждан.
"Вчера двум сотрудникам российских спецслужб, имена которых держатся в секрете, генеральная прокуратура Катара предъявила обвинения в причастности к убийству бывшего «президента Ичкерии» 51-летнего Зелимхана Яндарбиева. Его джип был взорван в катарской столице Дохе 13 февраля, когда Яндарбиев вместе с сыном, кстати выжившим, возвращался домой после пятничной молитвы. В Катаре Яндарбиев прожил более трех лет на правах гостя, пользуясь благоволением эмира Хамада бен Халифа Аль Тани.
Яндарбиева убили через неделю после кровавого теракта в московском метро, когда погибли 40 человек. Российская версия обсуждалась как одна из многих. И вот катарцы объявили, что еще в ночь на 19 февраля арестовали троих россиян, один из которых был отпущен, так как имел дипломатический паспорт. Как выяснила газета «Время новостей», все это время Москва и Доха вели переговоры. Обе стороны вели себя тихо, не допуская утечек.
Но кое-что утекло. 17 февраля эмир Катара подписал закон, вводящий смертную казнь за акции «насилия или угрозы насилия», подрывающие «порядок и безопасность». Так что если дело дойдет до катарского суда, то двум россиянам грозит что угодно, вплоть до смерти. А 18 февраля арабская газета «Аш-Шарк Аль-Авсат» сообщила, что из Эмиратов выдворены обратно в соседний Катар только что прибывшие оттуда два иностранца «европейской наружности». Наша газета выяснила из надежных источников в Дохе, что россияне «европейской наружности» были арестованы все-таки не в Эмиратах, а в Катаре, с применением, как заявил российский МИД, «оружия и грубой физической силы».
Неудачливые разведчики интересовались в Дохе экстремистами, связанными с чеченскими сепаратистами. Мы выяснили, что чекисты, проработавшие в Дохе три месяца, были аккредитованы при российском посольстве. Власти Катара знали, с какими «аналитиками» имеют дело. Позавчера их навестил российский консул Максим Максимов. Он добивается более частых визитов к арестованным, ссылаясь на Венскую конвенцию 1963 года о консульских сношениях. Состояние задержанных "с виду нормальное". Чтобы добиться их освобождения, в Доху приехал руководитель департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ Михаил Богданов.
Интерес спецслужб России к Катару вчера четко сформулировал и.о. главы МИД России Игорь Иванов: «К сожалению, как раньше, так и сейчас в Катаре действуют фонды и благотворительные организации, которые, прикрываясь благотворительной и иной деятельностью, на деле занимаются сбором информации для финансирования террористических и экстремистских организаций». «Таких решительных заявлений от МИДа за последние годы я еще не слышал», -- заметил нам представитель катарского телеканала «Аль-Джазира» в Москве Акрам Хузам. Отношения между Россией и Катаром катятся вниз, сведены на нет все результаты визита в Москву эмира Хамада в декабре 2001 года. Вчера посла Катара в России Саада Аль-Кубейси вызвали на ковер в наш МИД, после чего он наотрез отказался общаться с журналистами.
Только в полном безумии можно вообразить, что аккредитованные при посольстве чекисты в такой маленькой стране, как Катар, где за всеми следят, где все как на ладони, могли засветиться как убийцы. «Это полная чушь», - заверил нас посол России в Катаре Виктор Кудрявцев. «В это не очень верим даже мы, чеченцы», - заявил "ВН" по телефону из Эмиратов Мухаммад Асандар, бывший помощник Яндарбиева. По его словам, «Яндарбиев был отыгранной, никому не нужной картой. И денег у него особо не было. Зелимхан даже ругал жену за лишние международные звонки, мол, дорого».
По словам и.о. министра иностранных дел России Игоря Иванова, «инсинуации катарских властей» -- «провокация». Г-н Иванов напомнил, что Москва три года добивалась от Дохи выдачи Яндарбиева, объявленного в международный розыск и звонившего осенью 2002 года террористам в Театральный центр на Дубровке, чтобы морально их поддержать.
Остается добавить, что провокация Катара угрожает многим российским гражданам. Ведь среди сепаратистов может найтись отморозок, который объявит новый теракт в российском городе отмщением за смерть Зелимхана. Катарцы не столько ищут, кто убил Яндарбиева, сколько, как предположил председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев, выполняют чей-то «политический заказ».
"