"Виктора Христенко, приступившего в среду к исполнению обязанностей главы правительства, можно считать одним из долгожителей Белого дома. Он пришел при Сергее Кириенко. Утверждение в кресле премьера Евгения Примакова обернулось для Христенко месячной полуотставкой-полуотпуском - он вернулся в Минфин и занялся межбюджетными отношениями. С приходом в Белый дом Сергея Степашина вернулся и Христенко. Продолжал работать при Владимире Путине и Михаиле Касьянове.
"Христенко как будто специально провели по всем важнейшим сферам управления - Дума, бюджет, регионы, международные организации, макроэкономика, топливно-энергетический комплекс. Нигде он не допускал серьезных ошибок, нигде не сделал и ничего особенно выдающегося, но везде придумывал правильные проекты "на перспективу". Опыт накопил такой, что теперь в пору идти в премьеры", - написал о Христенко журнал "Компания" в 2001 году. Сам Христенко на вопрос, не займет ли он в будущем премьерское кресло, молчал и "под диктофон", и без него.
Стыдливый и рациональный
Какие качества помогли Христенко сделать карьеру? В распоряжении "Известий" оказался психологический портрет и.о. премьера, составленный по собственному почину группой психологов из одного аналитического агентства. По базовым характеристикам личности Христенко относится к "чувствующему типу". Такой тип людей воспринимает окружающую действительность в первую очередь через ощущения, оценивая ее в терминах "стыдно - не стыдно", "хорошо - плохо". Однако эта "чувствительность" компенсируется жестким установлением "пространственных и психологических границ". В общении держится на расстоянии, подчеркивает свой статус, но при этом дружелюбен и легок. Действительно, многим знакома фирменная улыбка Христенко. К работе подходит с рациональных позиций "выгодно - не выгодно" и исповедует принцип "все решаемо".
Семья, считают психологи, воспитала в Христенко стремление "быть лучшим", склонность подчиняться авторитетам, но при этом не доверять без проверки, способность самостоятельно добиваться успеха и ориентировала его на "процесс в деятельности". Его кредо - "надо жить и давать жить другим".
Проигравший, но заметный
В политику Христенко пришел в 1990 году - молодой преподаватель Челябинского политеха и руководитель лаборатории деловых игр победил на выборах в горсовет. После того, как мэром Челябинска стал Вадим Соловьев, Христенко удачно вписался в его команду в качестве руководителя комитета по экономике. Затем была победа на губернаторских выборах и перемещение в администрацию области. Тогда, как, впрочем, и сейчас, Христенко предпочитал "не светиться" в СМИ, а работать с бизнес-элитой и решать ее споры с государством. В 1994 году, в условиях "бунта" против челябинского губернатора двух его заместителей Христенко оказался чуть не единственной лояльной Соловьеву фигурой. За что был вознагражден постом первого зама.
Накануне губернаторских выборов 1996 года команда губернатора рассматривала вариант замены непопулярного Соловьева на более приемлемую кандидатуру Христенко. Его стали раскручивать как начальника предвыборного штаба и доверенное лицо президента Ельцина в Челябинской области. Было поздно - команда Соловьева проиграла. Но самого Христенко заметили - и в 1997 году он уехал в Москву. Ему предложили кресло замминистра финансов. Спустя год он уже пришел в Белый дом.
Августовский дефолт и снятие правительства Кириенко Христенко пережил в отпуске, из которого вернулся уже обратно в Минфин и начал работать над бюджетом и межбюджетными отношениями.
Аполитичный технократ
Возвратившись на вице-премьерский пост уже в правительство Степашина Христенко подчеркнуто сосредотачивается на экономических, а не на политических вопросах. Основное направление деятельности - функционирование инфраструктуры страны. "Я далек от партий и политики", - подчеркивал он в разговоре с корреспондентом "Известий". Его последнее явное участие в партийном процессе датируется 1995 годом, когда он возглавлял челябинскую ячейку черномырдинского "Нашего дома".
Качества аполитичного технократа, разбирающегося в "гайках и болотах", как считают некоторые аналитики, и стали главными факторами успехами его карьеры на госслужбе.
Но и.о. премьера не всегда думает о работе - при любой возможности находит время на свое любимое хобби. Христенко давно увлекается фотографией. На свое 45-летие от коллег по работе он получил огромную книгу - фотоальбом, где собрано все лучшее, что когда-то вышло из фотообъектива вице-премьера, ныне и.о.председателя правительства Христенко.
Игорь Баев, заведующим кафедрой экономики и финансов Южно-Уральского государственного университета: "Мне Христенко запомнился как человек, стремящийся к новому"
- С Христенко мне довелось проработать 11 лет. Он пришел к нам на кафедру после окончания инженерно-строительного факультета по специальности "экономика строительства". Пришел вместе со своим отцом Борисом Николаевичем, чтобы создать новое направление в учебном процессе: внедрить активные методы обучения - деловые игры. Тогда серьезно этим занимался только наш вуз. У Виктора Борисовича был прекрасный учитель - его отец, человек увлеченный, сильный, талантливый, прошедший сталинские лагеря. Думаю, во многом благодаря своему отцу он столь уверенно идет по ступенькам карьерной лестницы. Меня это не удивляет, а радует, потому что мне он запомнился прежде всего как человек, стремящийся к новому. Новой идей он загорается молниеносно и бросается с головой. Это в нем от отца. В неформальной же обстановке, например, на отдыхе он всегда был очень веселым человеком, тонко понимающим юмор, любящим и умеющим шутить.
Корреспондент газеты «Челябинский рабочий» Лев Лузин специально для "Известий"
Из интервью Виктора Христенко "Известиям":
"Половину успеха задуманного составляет и четкое осознание участниками того, ради чего все это затевается и какими способами все это будет реализовываться... Мы нацелены не бить по хвостам, а устранять причины".
"Кредитки давно стали достаточно банальным атрибутом даже для чиновника среднего звена. Шокировать должны траты, а не количество карточек. Чиновничество - неизбежный элемент любого государства. Оно всегда было, есть и будет таким, каким на данный момент является государство".
"Надо законодательно зафиксировать отрасли как объекты регулирования и права чиновников по вопросу управления этими объектами. И тогда сразу и эффективность управления в стране повысится, и административная реформа сдвинется. В противном случае реформа превратится в кампанию по механическому разделению функций и обязанностей. А чиновник и дальше будет пребывать в творческом состоянии"."