"24 февраля в Городском суде возобновляются слушания по делу об убийстве депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой. Известный и популярный политик погибла в ноябре 1998 года. На скамье подсудимых сейчас - шесть человек.
На прошлой неделе на вопросы «НП» ответил генерал-майор юстиции Михаил Милушкин, начальник Следственной службы Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти. Сотрудники этого подразделения провели основную работу по расследованию убийства депутата Госдумы.
- Михаил Юрьевич, первый вопрос связан с возобновляющимися слушаниями по делу Старовойтовой. Могут ли сейчас, когда дело уже в суде, быть какие-то новости?
- Новости, безусловно, могут быть.
Доказательства, собранные нами в ходе предварительного следствия, подлежат проверке в ходе суда. То есть там все начинается по новой. И то, что здесь казалось очевидным и понятным, в суде может подвергнуться самому серьезному изучению.
Одно дело, когда свидетеля допрашивают в кабинете следователя. В несколько, извините за каламбур, камерной обстановке. Это происходит спокойно, один на один со следователем. Можно повториться, можно ошибиться где-то. Могут быть заданы уточняющие вопросы.
В суде все иначе. Это происходит в присутствии публики, перед составом суда, защитники задают свои вопросы. В общем, процедура не для слабонервных.
К тому же дело неординарное, не кража из ларька пачки сигарет. К нему, без всяких лишних слов, приковано огромное внимание. Даже члены Европарламента интересовались расследованием этого дела. Они обращались в Государственную Думу, Госдума посылала запрос в Генеральную прокуратуру, Генпрокуратура - в Федеральную службу безопасности, ФСБ - уже сюда, в Управление. Длинная такая цепочка.
Что касается новостей... Как поведут себя подсудимые? Как поведут себя свидетели? Может, будут какие-то откровения.
- Какие?
- Не секрет, что сейчас расследование, как мы говорим, основного дела продолжается. Получено очередное постановление о продлении сроков следствия. В рамках этого дела мы работаем по поиску заказчиков преступления. И у нас, как это широко известно, четыре человека находятся в розыске. Не буду всего раскрывать. Работа продолжается.
- Не могу не спросить: в городе ожидали, что дело об убийстве Старовойтовой будет рассматривать суд присяжных. Но этого не произошло. В конце прошлого года говорили, что присяжных в деле не будет потому, что материалы были приняты судом до 1 января 2004 года.
- Здесь никаких глубинных течений нет. Существует порядок. В момент принятия решения судья руководствуется УПК РФ, в соответствии с которым дела о тяжких и особо тяжких преступлениях могут рассматриваться судьей единолично, что касается суда присяжных, то в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ». В нем четко прописано, что в городе федерального значения Санкт-Петербурге дела может рассматривать судья и присяжные заседатели с 1 января 2004 года.
Возрождение
- Сокращенное название вашего подразделения, которое бытует в городе - СС. Что скрывается за такой зловещей аббревиатурой?
- Следственная служба - это довольно большой организм.
Здесь работают выпускники трех структур. Во-первых, Академии ФСБ. Во-вторых, юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В-третьих, Университета МВД. Несмотря на парадокс: университет Министерства внутренних дел - и работают здесь. Все три «фирмы» достаточно серьезные и солидные. И это говорит о том, что у нас трудятся грамотные люди.
- Кто эти люди?
- Костяк службы составляют следователи, которые работают здесь с 1995 или 1996 года. Руководители, конечно, «постарше». Но вот эта, наиболее опытная сейчас когорта, пришла на работу восемь-девять лет назад.
- Почему такой странный срок?
- Срок достаточно солидный, если учесть, что в 1992-м году, когда ликвидировали Министерство безопасности и создали Федеральную службу контрразведки (ФСК), в ней упразднили следствие - как несвойственную функцию. Со временем поняли, что допустили ошибку. С 1995 года начала работу Следственная служба ФСБ.
Теперь можно сказать, что только в последние год-полтора следствие в Федеральной службе безопасности восстановилось в полной мере. Удалось восполнить потери, которые случились в 1992-1993 годах. Люди уходили из-за ликвидации следствия, из-за материального положения...
- Следователи занимаются только уголовными делами?
- Сейчас в нашей службе три кандидата юридических наук, еще два человека - соискатели. Они писали и пишут свои диссертации на основе тех уголовных дел, которые расследовали сами или вели их коллеги.
- Кандидаты наук получают доплату за ученую степень?
- Нет. Доплат для кандидатов в нашей системе нет. Они делают это из научного интереса, а не для того, чтобы заработать.
Измена
- Какие дела находятся в юрисдикции Следственной службы?
- «Наши» дела - это государственная измена, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, утрата сведений, составляющих гостайну, покушение на государственного деятеля. Это статья 277-я. По ней возбуждены уголовные дела по убийству Галины Старовойтовой и Михаила Маневича.
В нашу юрисидищию входит и 322-я статья - незаконное пересечение государственной границы РФ. Правда, такие дела могут расследовать и дознаватели Пограничной службы ФСБ России. Когда они не успевают закончить дознание в установленные законом сроки или преступление совершено группой лиц, то дело переходит к нашим следователям.
Мы рассматриваем и дела о контрабанде, и других преступлениях.
Семь лет
- Вы упомянули убийство Михаила Маневича...
- Сроки расследования продлены до 18 мая 2004 года.
- Какое по счету это продление сроков следствия?
- Легче напомнить, что убийство произошло 18 августа 1997 года. В этом году - 7 лет.
Не буду говорить громкие слова о том, что дело расследуется. Оно продолжается. Это действительно так. Внимание к этому делу со стороны нашего руководства не ослабевает.
Вывозят!
- Примерно год назад в научных кругах города обсуждали контрабанду технологий...
- Такие дела были. Но здесь надо говорить не о статье 188-ой - «Контрабанда», а о статье
189-й - «Незаконный экспорт технологий».
- Это разные виды преступлений?
- Скажем так, традиционная контрабанда - по антиквариату, наркотикам, оружию - была, образно говоря, испокон веку. И это, сохраняется.
Затем наступил 1992-й год. Границы были практически открыты, возможности для внешнеэкономической деятельности - почти неограниченны.
А потом появилась такая сфера деятельности, как незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение услуг и работ, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения, вооружения или военной техники.
- Но такие дела до суда не доходили?
- Деяния, предусмотренные этой статьей, труднодоказуемы. Однако мы работаем в тех условиях, которые предусмотрены законодательством.
- И что можно сделать?
- Проводились профилактические мероприятия. Писали представления в соответствующие учреждения. В принципе, определенный эффект был достигнут. Ведь мы не только должны наказать порок, добиться осуждения конкретного человека. Мы должны предотвращать преступления.
Как в КГБ
- Разве профилактика - задача органов государственной безопасности?
- Раньше одной из задач Комитета государственной безопасности была именно профилактика. Ведь еще Карл Маркс заметил, что мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него.
Сейчас готовится новая редакция закона «О Федеральной службе безопасности». В его проекте, я думаю, пропишут вопрос о профилактике преступлений.
- Пытается ли ваша Следственная служба выходить с законодательными инициативами? Скажем, по той же 189-й статье?
- Сама по себе служба не может выступать с законодательными инициативами. У нас существует вертикаль. Следственное управление ФСБ России регулярно проводит исследования и информирует руководство Федеральной службы безопасности о необходимости внести изменения в тот или иной законодательный акт.
- Пользуясь случаем, хочу поздравить вас, Михаил Юрьевич, и сотрудников вашей службы с Днем защитника Отечества.
Справка «НП»
Галина Старовойтова, депутат Государственной Думы, была убита 20 ноября 1998 года в подъезде собственного дома на набережной канала Грибоедова накануне выборов в Законодательное Собрание города.
Двое стрелков ждали ее в подъезде. Они стреляли в Старовойтову из пистолета «Беретта» и пистолета-пулемета «Агран-2000». Пять ранений оказались смертельными. Помощник депутата Руслан Линьков был ранен.
8 ноябре 2002 года по подозрению в организации и совершении убийства были арестованы шесть человек: Колчин, Акишин, Краснов, Ионов, Воронин, Лелявин.
27 июня 2003 года уголовное дело по обвинению этих шести человек было выделено в отдельное производство для его завершения.
24 ноября материалы дела были переданы из Следственной службы УФСБ по Петербургу и Ленобласти в Городскую прокуратуру.
9 декабря материалы поступили в Городской суд Петербурга.
29 декабря в суде состоялось предварительное слушание по этому делу."