"В федеральном суде в Сан-Франциско во вторник начался судебный процесс по делу бывшего украинского премьера Павла Лазаренко. В случае признания его вины по всем 53-м пунктам обвинения ему грозит 370 лет тюрьмы. Таким образом, если бы в юрисдикции США существовал принцип "сын за отца отвечает", то не одно поколение Лазаренко завершило бы свой жизненный путь в тюремных стенах. К счастью, закон гуманен, и потомки Лазаренко будут спокойно жить на роскошной калифорнийской вилле с полусотней комнат, пятью плавательными бассейнами и двумя вертолетными площадками.
Лазаренко, который был премьер-министром Украины в 1996-1997 годах обвиняется в отмывании 700 млн. долл., в убийстве депутата Верховной рады Евгения Щербаня, который претендовал на премьерское кресло, и главы Украинской межбанковской валютной биржи, депутата Вадима Гетьмана, в получении и даче взяток, в уклонении от налогов… В то же время в заведенном на него в Украине уголовном деле, значатся не 700 млн., а 2 млрд. долл. По решению американского суда на его счета в размере 114 млн. долл. наложен арест. В дальнейшем эти деньги поступят в бюджет США, Украине не перепадет ни цента.
В отношении Лазаренко уже проходил заочный процесс в Швейцарии, где казнокраду присудили символический срок в 18 месяцев. На этом процессе стали известны удивительные вещи. Все эти колоссальные деньги украинский казнокрад перетасовывал более чем в ста банках мира. То есть совершенно непонятно, как при такой чудовищной загрузке он умудрялся еще и руководить правительством.
Причем руководил и решал насущные государственные дела не в одиночку, а сообща с высшими государственными деятелями страны. И с Леонидом Кучмой в частности. И, следовательно, был для украинской элиты прозрачен, словно протертое стекло. Иначе бы масштаб его преступной деятельности никак не потянул бы на 370 лет отсидки. Особое место в этом партнерстве занимала Юлия Тимошенко, которая в ту пору была не только секс-символом, но и руководила Едиными энергетическими системами Украины (ЕЭСУ). И эти самые системы работали с газом, который на Украине такой же инструмент обогащения, как и у нас нефть. Теперь украинская прокуратура довольно долго пытается доказать факт многомиллионных взяток, которые Тимошенко передала Лазаренко, однако политическая стихия разбивает все прокурорские усилия. В то же время американская юстиция намеревается допросить Тимошенко по поводу ее связей с экс-премьером. И ее адвокат сообщил сегодня, что это вполне возможно. Но лишь при условии, что американская сторона предоставит гарантии того, что его клиентка благополучно вернется из США после допроса.
Глава спецотдела по борьбе с оргпреступностью Марта Берш, которая ведет это дело, предполагает допросить и около десяти высших российских государственных деятелей. Но лишь в том случае, если их нога ступит на американскую землю. Среди них экс-президент Борис Ельцин, экс-премьер Виктор Черномырдин, руководители "Газпрома" Рем Вяхирев и Вячеслав Шеремет, бывший министр обороны Игорь Родионов, бывший глава налоговой службы Виталий Артюхов - всё цвет миновавшей эпохи. Бывшего первого замминистра финансов Андрея Вавилова, который прилетел на американский горнолыжный курорт на личном самолете, уже допросили и отпустили. Возможно, чтобы не спугнуть более важных свидетелей.
Все это связано с одним эпизодом в деятельности Лазаренко, благодаря которому Россию ограбили на 300 с лишним миллионов долларов. В 1996 году РАО "Газпром" взял в Национальном резервном банке и в банке "Империал" кредит на сумму в 450 млн. долл. И тут же заплатил эти деньги в качестве налогов. Тут же Государственная налоговая служба России перевела эти деньги на счет Министерства финансов, то есть в бюджет. Из бюджета эти деньги получило Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ. Затем Министерство обороны перевело эти 450 млн. долл. британской компании United Energy International Ltd., которая является дочерней фирмой ЕЭСУ. Якобы для строительства жилья для наших офицеров. Однако стройматериалов было получено лишь на 123 млн. долл. Остальные деньги осели в частных карманах.
Под следствием находились и Вавилов, и ряд армейских финансистов. Улики собрали лишь против одного генерала Олейника, руководителя Главного управления военного бюджета МО. И было возбуждено уголовное дело. Но оно было прекращено в связи с тем, что настало время сажать олигархов. Вавилов сейчас представляет в Совете федерации скромную Пензенскую область. Все остальные тоже при деле.
Во всем этой истории не понятно то, почему Лазаренко дожил до судебного процесса, на котором он может наговорить много лишнего. Ведь при таких коррупционных накоплениях эту проблему можно было бы решить даже и в американской тюрьме.
А теперь о том, что он угодил в американскую тюрьму из-за того, что посягнул на незыблемые политические правила, установившие на территории СНГ. Воровал бы, возможно, до сих пор. Но в 1998 году решил баллотироваться в президенты, то есть не по понятиям попытался обойтись со своим патроном, посягнул на устои стабильности страны. В результате на Украине против него был развязана травля, которая в будущем не сулила ничего хорошего. И в 1999 году он прилетел в США просить политического убежища. Однако прямо из аэропорта был доставлен в тюремную камеру. Летом 2003 года был отпущен под залог в 65 млн. долл. и дожидался суда, будучи под домашним арестом на вышеупомянутой вилле.
Столь длительное, почти четырехлетнее, расследование объясняется тем, что американцы намерены разыграть данную карту перед украинскими президентскими выборами, которые пройдут этой осенью. Ожидается, что на процессе на Кучму выльют столько грязи, что ему вряд ли удастся отмыться. Это только лишь наши чекисты делают дела с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками, а все остальные - с холодным сердцем, горячей головой и грязными руками."