"Для того, чтобы построить здание в Москве, требуется собрать как минимум 120 подписей различных чиновников. Автографами ответственных лиц должны быть заверены акты оформления земельного участка, согласования исходно-разрешительной документации, проведения строительно-монтажных работ, экспертизы, сдачи госкомиссии и регистрации в службе Государственного градостроительного кадастра. По правилам строительства, принятым в столице, у каждого объекта должна быть 11-томная история. Была она и у "Трансвааль-парка". Однако, как в очередной раз показала трагедия в Ясенево, отлаженная и, что не является секретом, в значительной степени коррумпированная бюрократическая система не в состоянии гарантировать безопасность граждан.
"Это техногенная катастрофа"
Сразу после трагедии в Ясенево председатель Госстроя России Николай Кошман заявил ГАЗЕТЕ: «Аквапарк - очень сложное, тяжелое с точки зрения строительства сооружение. Поэтому то, что случилось в «Трансвааль-парке», является техногенной катастрофой. В Госстрое создан оперативный штаб под моим руководством, в него вошли ведущие специалисты. Вместе с правительством Москвы мы будем выяснять причины обрушения. Их может быть несколько: низкое качество материалов, ошибки в проектировании. Надо проверить, как выполнялась работа по техническому сопровождению проекта. Еще раз надо посмотреть, как вела себя центральная опора здания. Сейчас несущую конструкцию убирать нельзя - мы уже сказали об этом сотрудникам МЧС, - потому что уцелевшие фрагменты конструкции могут пролить свет на причины катастрофы. На данный момент приостановлено действие лицензии строительной фирмы «Кочак Иншаат Лимитед», проектной организации «Сергей Киселев и партнеры», а также прекращены строительные работы на аналогичных объектах в Ханты-Мансийске, Казани, Самаре, Омске и Сургуте. Но говорить о первых выводах можно будет лишь к концу дня в понедельник".
Основные версии причин происшедшей трагедии
На сегодняшний день существует 10 версий обрушения здания аквапарка:
1) Просчеты в проекте (возможно, неправильно была рассчитана геометрия купола).
2) Неправильный монтаж.
3) Заводской брак при изготовлении несущих конструкций.
4) Низкое качество строительных материалов.
5) Непрочность самой конструкции купола.
6) Неправильная эксплуатация объекта.
7) Трещина в куполе из-за разницы температур.
8) Впитывание бетонной крышей конденсата из-за плохо работавшей вентиляции.
9) Скопление снега на крыше.
10) Отсутствие должного контроля при госприемке.
Правда, одна из этих версий, согласно которой крыша обвалилась из-за скопившегося на ней снега, теперь считается маловероятной: сотрудники аквапарка утверждают, что снег с купола они убирали каждый день.
"Мы в полном шоке"
В московском представительстве турецкой фирмы "Кочак Иншаат", построившем аквапарк в Ясенево, затруднились прокомментировать ситуацию, сославшись на неполную ясность картины происшедшего, однако заявили: «У нас таких ситуаций ни разу не было, мы сейчас находимся в полном шоке и растерянности".
Однако два года назад строители признавались, что строили крышу с большим трудом: это был суперэкспериментальный проект - сплошная плита на неоднородных насыпных грунтах.
Тогда в крышу аквапарка было закачано около 2 тысяч кубометров бетона. Как выяснилось, представители архитектурно-проектной компании «Сергей Киселев и партнеры», спроектировавшей аквапарк, не имели претензий к строителям. На сайте компании «Сергей Киселев и партнеры» архитекторами объекта в Ясенево являются Сергей Киселев, Николай Белоусов, Виктор Бармин (по данным того же источника, он проектировал два жилых дома в Москве с автостоянкой и технический центр Subaru), Анастасия Хомякова (на ее счету проект многоуровневой автостоянки) и Галина Харитонова. Помощь в планировании им оказывали инженеры Владимир Травуш и Игорь Шварцман. По словам вице-мэра Валерия Шанцева, у Нодара Канчели, который осуществлял архитектурный надзор за возведением объекта, также не возникло сомнений в качестве проекта.
"Дефекты стройки проявляются через несколько месяцев"
Между тем еще задолго до трагедии инженер Валерий Горегляд в своем докладе на одной из научно-практических конференций отмечал высокие риски конструктивных решений при строительстве аквапарков в связи с неблагоприятными микроклиматическими условиями внутри сооружения. По его словам, разница в температурах внутри и вне помещений, испарения хлора, повышенная влажность могут вызвать быструю коррозию металла.
Эту точку зрения сейчас разделяют и некоторые архитекторы, склоняющиеся к тому, что причина обрушения купола "Трансвааль-парка" кроется в неправильной эксплуатации сооружения. Один из авторитетных представителей архитектурного сообщества рассказал ГАЗЕТЕ: «Основная из возможных причин - климат внутри здания, который повлиял на конструкции. Он мог быть слишком влажным. Любые помещения, в которых происходят "мокрые процессы", требуют большого объема вентиляции. Если этого недостаточно, конструкция начинает отсыревать. По геометрии аквапарка купол находился в наивысшей точке здания, естественно, там наибольшая влажность. Вероятно, либо это плохо контролировалось, либо в аквапарке вообще не было средств контроля защиты бетонных конструкций от пара. Правда, это лишь предположения.
Кроме того, аквапарк строился на насыпных грунтах, что считается плохой геологией. Причиной обрушения могло стать нарушение конструктивной целостности покрытия, самого свода, оттого что «ушел» один из фундаментов.
Однако наибольшую опасность подобные конструкции представляют во время возведения. Если конструкция не рухнула во время строительства, это значит, что были приняты все меры для качественного возведения. Нодар Вахтангович Канчели - лучший конструктор в нашем государстве еще со времен СССР, а теперь - в России, и умнейший инженер. Сергей Киселев входит в пятерку лучших архитекторов Москвы. Еще раз хочу подчеркнуть: дефекты стройки проявляются через несколько месяцев. Дефекты эксплуатации дают о себе знать через несколько лет».
"Строительство объекта изначально шло с грубейшими нарушениями норм и правил"
Впрочем, другие специалисты полагают, что причиной обрушения купола могли стать как раз нарушения, допущенные в ходе строительства и приема аквапарка в эксплуатацию. Например, начальник главной инспекции Госархстройнадзора при Госстрое РФ Дмитрий Савин считает, что «с ростом объемов строительства в Москве увеличивается число нарушений, допущенных при проектировании и возведении того или иного сооружения, и такая система сохранится до тех пор, пока не будет создана совершенная система контроля за строительством».
Руководитель информационно-аналитической группы отдела маркетинга компании «Строймонтаж», кандидат архитектуры Виктор Овсянников заявил ГАЗЕТЕ: «Трагедия, произошедшая в «Трансвааль-парке», наводит на мысль, что строительство этого объекта изначально шло с грубейшими нарушениями норм и правил. Качество строительных работ у нас в стране находится на очень низком уровне. В России самое главное - быстрее построить и продать, а что будет дальше - уже никого не волнует. Так что я не исключаю, что эта катастрофа будет далеко не последней. Более того, следует ожидать целую череду подобных происшествий. Я также не исключаю, что обвал кровли теоретически мог произойти в результате диверсии. Ведь достаточно открутить несколько гаек или подпилить ту или иную балку, и нагрузка на отдельные элементы здания увеличится в несколько раз"."