В 1994 году по распоряжению мэра Санкт-Петербурга Собчака в собственность городской питерской прокуратуры перешел шикарный особняк "Дом Мятлевых", расположенный по адресу: Исаакиевская площадь д.9/2, как раз напротив известного творения Монферана.
Вскоре после передачи особняка в теплых кабинетов Генпрокуратуры РФ и питерской городской прокуратуры родился примитивный по хитрости и исполнению, но дерзкий по наглости план относительно честного изъятия средств из государственного бюджета в частные карманы. Прокуроры просто решили подновить свое здание. Понятно, что интерьеры бывшего помещения городской прокуратуры на Якубовича 4 устроить ревнителей закона уже не могли. По сему решено было провести капитальный ремонт в "Доме Мятлевых".
В ту пору прокурором Cанкт-Петербурга был Владимир Еременко, о себе, прямо скажем, не забывавший никогда, но человек, в принципе, неглупый, а по сему в данном мероприятии почти не фигурировавший. Роль "паровоза" он отвел тогдашнему своему заместителю и теперешнему хозяину "Дома Мятлевых" Ивану Сыдоруку, в последствии не только лично курировавшему грандиозное строительство, но и подписывавшему все необходимые документы. Со стороны Генпрокуратуры РФ сделку вел начальник хозяйственного управления Хапсироков Назир Хизирович, и по сей день занимающий этот неприметный, но очень высокий пост.
В итоге 10 января 1995 года на свет появился КОНТРАКТ №2, заключенный с одной стороны Хапсироковым, еще известным в определенных кругах под кличкой Хапс, и турецкой фирмой "АТА" - с другой. По контракту турки должны были провести капитальный ремонт здания, реставрацию, да поставить мебель и оборудование. На момент заключения контракта проекта и сметы на реконструкцию не было, что само по себе является не просто нарушением закона, а вообще бредом (так не бывает, поскольку не должно быть). Однако, сумма контракта составила 2 миллиона 440 тысяч долларов. Дополнительными соглашениями без даты эта сумма была увеличена до 5 миллионов 855 тысяч долларов. В конечную сумму, кстати, изъятую из федерального бюджета, вошли 20% НДС и 1,5% спецналога. Чистая цена контракта составила 4 миллиона 619 тысяч долларов. Около миллиона долларов прокуратура должна была вернуть государству в виде налогов. Однако вся сумма, включая налог, с нарушением валютного законодательства была перечислена в Женеву на счет фирмы "АТА". Надо отметить, что вообще никакого тендера на проведение капремонта прокуратуры на проходило, да и сама фирма "АТА" не имела юридического лица на территории России, равно как и расчетного счета, лицензии на право производства строительных работ, т.е. в соответствии с действующим законодательством вообще не имела права работать на территории России.
В настоящее время налог, предусмотренный контрактом, никем не уплачен. По данному факту возбуждено уголовное дело и передано... чуть ли не районному дознавателю, никогда не сталкивавшемуся с экономическими преступлениями. Для проведения следственных действий ему для начала надо допросить прокурора Санкт-Петербурга Сыдорука, да завхоза Генпрокуратуры РФ Хапсирокова, что, как мы все понимаем, не положено по рангу. Как же людям в синих мундирах, похожих на казнокрадов, удалось так серьезно кинуть государство?
Первоначально проект реконструкции "Дома Мятлевых" был заказан питерскому институту "ЛенжилНИИпроект". Затем, в связи с отказом института явно завышать расценки на выполняемые работы, договор с ним был расторгнут и новый был заключен с частным архитектором, которому фирма "АТА" выплатила 10 тысяч 125 долларов наличными. В итоге частник завысил стоимость строительных работ в несколько раз. Впрочем, это обстоятельство не помешало нанышнему прокурору города Санкт-Петербурга Сыдоруку 26 марта 1996 года подписать АКТ сдачи-приемки под колюч здания на Исаакиевской площади.
Часть вторая. Разграбление
Сейчас здание городской прокуратуры внешне походит на дворец целенаправленно обанкротившего себя банка и не пожелавшего возвращать вкладчиком их кровные сбережения. Тяга к показной роскоши нынешнего прокурора Сыдорука и заполонивших кабинеты горпрокуратуры его соплеменников очевидна. Обратимся к имеющимся у нас документам, ясно доказывающим, в каких размерах и кем разворовывались народные средства.
Теперь, пожалуй, лишь только самому богу известно, какова настоящая стоимость проведенных в "Доме Мятлевых" работ. Известно другое - искусственно подогнанная сумма с нарушением всех коэффициентов удорожания строительства, СниПов, ЕРЕР была перечислена в Женеву на счет турецкой фирмы "АТА". По некоторым компетентным оценкам реальная стоимость проведенного ремонта составила около 920 тысяч долларов, в то время как в Швейцарию Генеральная прокуратура перевела 5 миллионов 855 тысяч долларов. Правда, почти миллион долларов предписывалось перечислить государству в виде налогов, но по сей день, а с ремонта прошло почти четыре года, налоги никто не заплатили, по данному факту возбуждено уголовное дело. А остальные махинации по "прикарманиванию" средств, вероятно, никого не интересуют. По понятным причинам. С трудом вериться, что бывший Генпрокурор РФ Скуратов и бывший директор ФСБ Путин не знали о том, что происходит у них под носом. По каким-то причинам ведь они не трогали ни Собчака, ни Сыдорука, ни того же начальника хозяйственного управления Генпрокуратуры Хапсирокова.
Между тем, например, согласно подготовленной с опозданием смете, стоимость гидроизоляционных работ, якобы проведенных фирмой "АТА", составляет свыше 385 тысяч долларов, а фактически эти работы выполнены субподрядчиком - российской фирмой "Гидрокор", - в том же объеме, но за 155 тысяч долларов. Признаться и 155 тысяч многовато, но вот где осела разница между 385 и 155 - вопрос куда интересней. Идем дальше. Работа по устройству лесов и ремонт фасадов согласно представленной смете выполнена "АТА" за 174 тысячи долларов. Фактически же эти работы провела фирма "Строитель-Т" за 125 тысяч долларов. Опять-таки куда разница делась? Следует отметить, что подобным образом были выполнены и другие работы - сантехнические, вентиляционные, электротехнические и т.д. Полагаю, что читателям и потенциальным подрядчикам горпрокуратуры будет интересно узнать, что к примеру, сбивание штукатурки обходится в 98 тысяч долларов, оклеивание обоев и окраска в 287 тысяч долларов, паркетные работы - 345 тысяч долларов, монтаж подвесных потолков - почти 54 тысячи рублей... И это все на площади немногим больше территории стандартного детского сада, на ремонт большинства которых у государства денег нет.
О прекрасном прокуроры тоже не забыли. Сметой работ были предусмотрены и реставрационные работы, например, восстановление лепнинных украшений, пилястр, баз и капителей, восстановление каминов и изразцовых печей, реставрация купола парадной лестницы и помещения домашней часовни. Кстати, на этот перечень работ было истрачено 147 тысяч долларов. Вероятно, подписавший АКТ приемки-сдачи работ Сыдорук планировал замаливать свои грехи прямо по месту работы. Иначе объяснить наличие в прокуратуре помещения под ритуальные обряды - трудно. Поможет ли?
Особое внимание стоит уделить и строительным материалам, с помощью которых ремонтировали здание горпрокуратуры. Проект предусматривал использование стройматериалов только импортного производства, имеющих значительно более высокую цену за счет лучшего качества и накладных расходов, связанных с их таможенной очисткой. Однако, согласно документации в период реставрации здания использовались практически все материалы российского производства: цемент, мин. вата, утеплители, искусственный камень, паркет и т.д. Известны случаи когда под видом натурального мрамора использовалось ДСП со спецпокрытием.
С целью сокрытия фактов хищения денежных средств в отчетах о закупленных материалах фигурирует значительное количество несуществующих фирм. Документы порой оформлялись задним числом. В тех случаях, когда материалы закупались у реальных фирм-поставщиков, отсутствовали необходимые при подобных сделках документы - карточки складского учета, движения материалов, товарно-транспортные и иные документы. Так что вряд ли поможет избежать "посадки" в Кресты приемщику выполненных работ Сыдоруку молельная комната в кабинете. Но это возможно только при наличии соответствующей политической воли у ... главы государства.
Часть 3-я. Разграбление продолжается.
Стараниями фирм-субподрядчиков "Дом Мятлевых", построенный в старых традициях отечественного классицизма, сегодня стал походить на заурядный хозблок, наспех сколоченный где-нибудь в захудалых областях соседней Финляндии. Конечно, все сделано по евростандарту: подвесные потолки, блестящие ручки на дверях сортира, импортный кафель... Но ведь эта недавно внедренная урбанизацией лабуда - ничто, по сравнению с архитектурой и внутренним убранством, выдержанными в русских национальных традициях. Хотя для прокуроров, вероятно, разницы между ширпотребом и старинной лепниной не существует. Но о вкусах Сыдорука и Хапсирокова пусть следователи, ведущие новое уголовное дело по факту неуплаты налогов, спорят.
Помимо строительных и ремонтных работ турецкая фирма "АТА", имеющая почему-то счет в Швейцарии, но даже не зарегистрированная в налоговой инспекции Санкт-Петербурга, взялась за обеспечение прокуратуры мебелью и офисным оргоборудованием. Конечно же, "нагрев руки" на строительстве и ремонте, турецкие предприниматели, воодушевленные начальником хозяйственной части Генпрокуратуры Хапсироковым и приемщиком работ Сыдоруком, не могли обойти своим пристальным вниманием такой лакомый кусок. Хотя всем понятно, что строительная фирма, выполняя заказы на поставку компьютеров, занимается, мягко говоря, не своим делом. В результате прокурорско-турецких интриг на свет божий появился договор, по которому "АТА" всего-то за 668 тысяч долларов поставила все оборудование горпрокуратуре. На деле же, по данным бухгалтерии самой прокуратуры, поставлено было материальных ценностей на сумму 297 тысяч долларов. Разница была покрыта путем завышения цен. Например, две доски для записи мелом потянули на 1132 долларов. По сегодняшним меркам эти доски выходит стоят около 35 тысяч рублей. Я автомобиль купил дешевле. Дикость же. Продолжим дальше. Стеклянная витрина для музея (сразу замечу - видел я этот музей, три стеклянные коробки, где выставлены на показ грамоты и прочая дребедень, подаренные лично Сыдоруку) обошлась государственной казне в 13 тысяч долларов! Да на эти деньги можно с лихвой застеклить все выбитые окна во всех детских садах Петербурга. Правда, если не воровать. Также в списке поставок прокурорам есть коврик для обуви за 3 616 долларов. В переводе на наши рубли - около 100 тысяч. Каково, а? На эту сумму, наверное, можно было бы обеспечить валенками на зиму не одну тысячу пенсионеров. Дальше уже поскромнее: ведра для туалетов по 179 долларов и щетки для унитазов по 142 доллара. Сколько же, извините, надо иметь конечного продукта, вырабатываемого одной лишь горпрокуратурой, чтобы только на унитазные щетки тратить такие деньги!? Да подавляющее большинство горожан вообще так не питаются. Утешает только одно - а ведь как тяжело будет прокурорам на "дальнике" в "Крестах" отвыкать от теперешнего комфорта. Правда, и питание там будет поскромней.
Несмотря на огромные финансовые поступления, часть мебели вообще не закупалась, а перекочевала в прокуратуру, как уставной фонд представительства "АТА", напомним, что юридический адрес для этой турецкой конторы был предоставлен как раз горпрокуратурой: Исаакиевская площадь дом 2/9. Надо заметить, что все эти мебельные аферы абсолютно не облагались налогами и таможенными сборами. Другая, не меньшая часть мебели была переправлена в прокурорские кабинеты, как оборудование строящейся гостиницы "Интеротель Петроград", тоже, кстати, освобожденной от налоговых сборов. За какие такие заслуги, сейчас уже и не разобраться. Ведь мэром города тогда был Собчак, а его замом по международной деятельности - Путин. Пойди спроси теперь у обоих! Один - почил, а на подходе к другому замочат без вопросов.
Для более точного впечатления и вящей объективности предоставим вам, наши читатели, самим оценить список купленного на государственные средства имущества для городской прокуратуры Санкт-Петербурга. Цена указана из расчета за одну единицу товара, а из-за внушительных размеров самого списка мы приведем лишь малую часть, на наш взгляд, более точно передающую суть и смысл сделанных покупок.
Комплект ящиков для стола
по 167 долларов. - 37 штук.
по 301 доллару - 17 штук.
Стол "Метрополь"
по 4 926 долларов - 3 штуки.
Стол совещаний "Космос"
по 1 135 долларов - 6 штук.
Шкаф для документов "Сенто"
по 283 доллара - 140 штук.
Шкаф "Метрополь"
по 1354 доллара - 15 штук.
Стойка обслуживания
по 3 219 долларов - 4 штуки.
Стул для письменного стола
по 675 долларов - 14 штук.
по 601 доллару - 5 штук.
по 160 долларов - 120 штук.
Офисное кресло "Дино"
по 360 долларов - 37 штук.
по 410 долларов - 17 штук.
Стул "Аксис"
по 1 184 доллара - 1 стул.
Кресло "Санна 2"
по 206 долларов - 60 штук.
Кресло "Карита"
по 848 долларов - 2 штуки.
Кресло "Отто"
по 280 долларов - 44 штуки.
Кресло "Сампо"
по 280 долларов - 77 штук.
Кресло "Джоанна"
по 442 доллара - 2 штуки.
Стул для заседаний
по 419 долларов - 47 штук.
Кресло "Мира"
по 659 долларов - 4 штуки.
Диван "Кубик 3"
по 1 578 долларов - 3 штуки.
Ворота для стола стойки
по 1 234 доллара - 2 штуки.
Трехместный диван
по 1 450 долларов - 2 комплекта.
по 1 250 долларов - 1 штука.
Табуретка
по 525 долларов - 11 штук.
Кресло
по 950 долларов - 2 штуки
Кресло "Жозефина"
по 1 150 долларов - 1 штука
Стальная полка
одна за 2 150 долларов.
Стеклянная витрина для музея
по 2 350 долларов - 4 штуки
Стенд для музея
по 957 долларов - 4 штуки.
Акустическая установка
по 19 000 - 2 штуки.
Металлическая коробка для мыла
по 181 доллару - 15 штук.
Сушилка (вероятно для рук - прим. автора)
по 646 долларов - 8 штук
Мусорное ведро для курительной
по 105 долларов- 6 штук.
Фен
один за 383 доллара.
Сервиз
один за 1 890 долларов.
Шторы
один комплект за 30 492 доллара.
Дорожка для лестницы (115X700 см.)
одна за 1466 долларов.
Дорожка-палас
один комплект за 13 500 долларов
Вешалка
по 795 долларов - 20 штук.
Мангал
один за 2580 долларов
Латунный горшок для цветов
по 750 долларов - количество не установлено.
Ограждение для батареи
один комплект - 41 804 долларов.
Таким образом, по некоторым данным, исходя из самых скромных подсчетов при строительстве, ремонте и оборудовании здания городской прокуратуры было похищено и истрачено нецелесообразно около 4 миллионов 637 тысяч долларов из федерального бюджета. Часть средств не вернулась государству в виде налогов, часть была выплачена по завышенным расценкам, меру и ответственность каждого должен зреть и оценивать Закон. Но если искать виновных и привлекать к ответственности всех должностных лиц, то в нынешнем руководстве страны останутся единицы, а основная часть нынешних политических воротил должна будет переселиться в места не столь отдаленные. "