Москва считает предложение Грузии "бесперспективным"
" Российские чиновники и бизнесмены не спешат откликаться на призывы президента Грузии Михаила Саакашвили о дружбе. Идея строительства нефтепровода через Грузию, которой Саакашвили хотел порадовать Москву, по их мнению, нереалистична. Эксперты допускают, что расширение Каспийского трубопроводного консорциума может повысить шансы этого проекта. "По правде сказать, я приехал, чтобы с вами подружиться", - заявил вчера Саакашвили в Москве перед началом переговоров с президентом Владимиром Путиным. Дружбу грузинский лидер предложил начать с конкретных проектов. Как сообщил Саакашвили на пресс-конференции, Грузия готова предоставить России льготные условия для транспортировки нефти по своей территории. "Турция постепенно закрывает проливы [Босфор и Дарданеллы]", через которые экспортируется российская нефть, напомнил Саакашвили, и "единственным выходом" является "строительство параллельного нефтепровода", цитирует слова грузинского лидера "Интерфакс".
В январе Турция запретила проход через проливы Босфор и Дарданеллы в ночное время больших судов, к которым относятся и танкеры с нефтью. Из-за этого, а также из-за ухудшения погодных условий в проливах образовались самые большие пробки со времен войны в Персидском заливе в 1991 г. Однако отменять ограничения Турция не собирается. Недавно министр энергетики этой страны Хилми Гулер заявил, что Анкара не хочет "превращать Босфорский пролив в трубопровод" и будет искать другие пути решения проблемы с заторами. Цены на нефтяные фьючерсы на Лондонской бирже поднялись тогда до $31,76 - максимальной отметки за последние девять месяцев.
По данным Минэнерго, в 2003 г. через проливы прошло 62 млн т российской нефти, а с учетом нефти из трубы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) - почти 77 млн т (+25% к 2002 г. ) Но, несмотря на проблемы в проливах, российские чиновники и бизнесмены без энтузиазма отнеслись к "дружескому" предложению Саакашвили. Идея проложить ветку нефтепровода из России по грузинской территории (до нефтепровода Баку - Джейхан) не нова, вспоминает замминистра иностранных дел Виктор Калюжный, курирующий в МИДе энергетические проекты. Но этот проект он называет "нереалистичным". "Возможно два маршрута: первый - по дну моря параллельно "Голубому потоку", но он слишком дорог, и второй - по побережью Черного моря, - пояснил чиновник "Ведомостям". - Но черноморское побережье у России одно, и мы не можем им рисковать [по экологическим причинам]".
Сотрудник "ЛУКОЙЛа" говорит, что перекачка нефти через трубопровод Баку - Джейхан в любом случае невыгодна для российских компаний, поскольку Саакашвили, "что бы ни обещал, не имеет реальной возможности снизить тариф на протяжении всей трубы [до Джейхана]", а "тариф наверняка будет высоким, как всегда бывает в начале эксплуатации дорогостоящих нефтепроводов". "Кроме того, неясно, будет ли труба Баку - Джейхан безопасна с политической точки зрения, - говорит нефтяник. - При этом есть другой маршрут - Баку - Новороссийск, где "Транснефть" готова предоставить льготный тариф".
Однако, напоминает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", после расширения пропускной способности КТК нагрузка на новороссийский терминал будет слишком высока и "при тщательно проработанном ТЭО идея ветки от Новороссийска до нефтепровода Баку - Джейхан имеет право на существование". В этом заинтересованы и владельцы трубы Баку - Джейхан. "Мы всегда говорим, что будем рады обсудить любые возможности прокачки нефти из третьих стран через трубопровод Баку - Джейхан", - говорит Тоби Одони, официальный представить компании BP, которая занимается эксплуатацией трубопровода. Экономическая эффективность этого проекта неочевидна, отмечает Нестеров, и нефтепровод испытывает проблемы с загрузкой до проектной мощности в 50 млн т. Впрочем, считает Джулиан Ли из лондонского Centre for Global Energy Studies, "если российские компании решат использовать трубопровод Баку - Джейхан, они теоретически могут поставлять нефть баржами из Астрахани в Баку или изменить направление прокачки нефти в трубопроводе Баку - Новороссийск"."