" Известный предприниматель Шалва Чигиринский лишился контрольного пакета акций Sibir Energy, но намерен до конца года вернуть его. Эксперты полагают, что Чигиринский и все равно контролирует британскую компанию с российскими нефтяными активами, а в столичной мэрии пообещали "разобраться", что происходит в их партнере по Московской нефтегазовой компании.
Sibir Energy зарегистрирована в Великобритании, но все ее активы находятся в России. Ей принадлежит 50% в совместном с "Сибнефтью" предприятии "Сибнефть-Югра", которое разрабатывает Восточно-Пальяновское месторождение и южную часть Приобского, 50% в совместном с Royal Dutch/Shell проекте освоения Салымской группы месторождений, а также 95% в компании Magma Oil Company, операторе Южного и Ореховского месторождений. Объем нефтяных запасов, приходящихся на долю Sibir Energy, составляет около 200 млн т. Компании также принадлежит 45% акций Московской нефтегазовой компании (МНГК) , в которую входят МНПЗ, сбытовое предприятие "Моснефтепродукт" и Московская топливная компания (сеть АЗС).
До последнего времени контрольный пакет акций Sibir Energy принадлежал Чигиринскому. В начале года он составлял 52,8% , а доля всех директоров компании составляла 60%.
А на днях на интернет-сайте Sibir Energy появилось сообщение о том, что за последний год доля институциональных инвесторов в уставном капитале компании выросла с 40% до 53%. Доля директоров уменьшилась до 47%. Чигиринский остается основным акционером Sibir Energy, но его пакет теперь составляет около 43%. Другие директора владеют чуть более 4%. Оставшиеся акции распылены между институциональными инвесторами, ни один из которых не владеет более 4%. Бумаги Sibir Energy торгуются на альтернативном инвестиционном рынке Лондонской фондовой биржи (LSE) , где компания входит в первую десятку по капитализации - $750 млн, причем за последние три года ее стоимость выросла в пять раз.
Гендиректор Sibir Energy Генри Камерон говорит, что такое перераспределение произошло по двум причинам. Во-первых, в прошлом году была проведена эмиссия акций, которую выкупили институциональные инвесторы, во-вторых, они же приобрели 6% акций у одного из директоров, Николаса Берри. "Вероятно, ему потребовались деньги для участия в тендере на покупку газеты Daily Telegraph, - говорит Камерон. - После Второй мировой войны семья Берри владела газетой, но потом из-за финансовых проблем продала ее. Теперь Берри хочет вернуть семейный бизнес".
Камерон считает, что утрата директорами контрольного пакета не скажется на их способности управлять компанией. По его словам, институциональные акционеры никогда не ставили перед собой цель контролировать компанию, они довольны тем, как это делают члены совета директоров. К тому же, говорит он, этими акционерами являются фонды, которые иногда конкурируют и могут объединиться только в кризисной ситуации.
А Чигиринский добавляет, что среди акционеров есть несколько дружественных ему фондов, которые всегда голосуют солидарно с ним и другими членами совета директоров. В совокупности они контролируют около 58% акций. "Они пришли к нам благодаря моим личным связям и полностью доверяют мне", - говорит Чигиринский.
Впрочем, скоро контрольный пакет должен вернуться к Чигиринскому. Он рассказал "Ведомостям", что в этом году планируется еще одна эмиссия акций, примерно на 10% уставного капитала, которую он предполагает выкупить. Чигиринский намерен оплатить эти акции, внеся в Sibir Energy свою долю (25% плюс одна акция) в ЗАО "Петролкомплекс", владеющем 42 АЗС, работающими под маркой BP в Москве и области.
Тем не менее новость об утрате Чигиринским контрольного пакета Sibir Energy вызвала шок у столичных властей, которые контролируют 55% акций МНГК. "Для нас это неожиданность, и ситуация требует изучения, - сказал "Ведомостям" источник в московской мэрии. - Нам небезразлично, кто и как будет управлять нашим партнером по МНГК". Представители других партнеров Sibir Energy (Shell, ТНК-BP, "Сибнефть") отказались от комментариев, заявив, что перемены в компании - это внутреннее дело ее акционеров.
Представители трех инвесторов Sibir Energy, с которыми вчера удалось связаться "Ведомостям" (Charlemagne Capital, Strand Associates и GE Asset) , отказались комментировать ситуацию. И лишь сотрудник еще одного фонда, попросивший не называть его, заметил, что, "если бы мы были недовольны менеджментом компании, мы не держали бы ее акции".
Аналитик "Тройки Диалог " Елена Красницкая полагает, что менеджмент Sibir Energy по-прежнему сохраняет контроль над компанией, "ведь обычно в западных компаниях директора голосуют пакетами тех акционеров, которые сами воздержались от участия в собрании". Однако в такой ситуации всегда существует риск недружественного поглощения, когда один из противников Чигиринского или просто агрессивный аутсайдер, например Millhouse Capital, сделает оферту портфельным инвесторам, отмечает она, напоминая, что таким образом "Роснефть" купила Anglo-Siberian Oil Company вопреки желанию ее менеджмента, владевшего крупным пакетом акций.
Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов, полагает, что недружественное поглощение возможно лишь в случае, если покупатель предложит существенную премию к рыночной цене акций. В случае с Anglo-Siberian она составила 100%. Между тем даже нынешняя капитализация Sibir Energy, по его мнению, довольно высока. "Исходя из текущей капитализации компании баррель ее запасов стоит $1,4, что недешево по сравнению с другими российскими добывающими компаниями", - говорит он. Каримов согласен с тем, что изменения в структуре уставного капитала Sibir Energy не помешают Чигиринскому контролировать ее."