"В реакции общества на каждый следующий теракт всегда есть что-то новое. Нынешний взрыв в московском метро -- не исключение. Увы, новизна заключается в том, что теракт этот уже никого не удивил--его ждали. Скорее москвичей удивляло то, что до сих пор в череде кровавых взрывов не было именно бомбы в вагоне метро в час пик. Дождались. Хуже - есть новое ожидание, а у многих и уверенность, в том, что в ближайшее время, а если конкретнее, то до середины марта Москву могут потрясти новые взрывы.
Можно ли к этому привыкнуть? К взрывам, к жертвам, к кровавой бане в метро -- конечно нет. Но про то, что мы живем по сути в "прифронтовом" городе, теперь уже нельзя забывать как из соображений собственной безопасности, так и с точки зрения того, чтобы затруднить деятельность террористов.
Тем более что сделанные по горячим следам заявления политиков показывают, что рассчитывать приходится больше на массовую бдительность москвичей, чем на продуманные действия властей.
Да, президент сказал, что с террористами переговоров не ведут и это, во-первых, та реакция, которую от него можно было ожидать, и, во-вторых, вероятно, правильно с государственной точки зрения. Однако это не может добавить уверенности москвичам, несущим цветы к Автозаводской и Павелецкой и с опаской спускающимся вниз по эскалатору. Навряд ли им добавит уверенности вид молоденьких солдат, повзводно отправляемых патрулировать в подземке.
Г-н Грызлов счел необходимым заявить о грядущем ужесточении Уголовного кодекса. А московские власти видят в происшедшем подтверждение собственной правоты в маниакальной борьбе за сохранение института прописки. Естественно, звучат призывы вернуть в Россию смертную казнь, ввести чрезвычайное положение... Но только никто, по сути, не говорит, как сделать более безопасной жизнь жителей столичного города.
На 2-й и 3-й страницах этого номера газеты можно прочесть много разных советов и примеров борьбы с терроризмом. В этой борьбе мы не одни, а опыт в мире накоплен немалый. И в этой борьбе мы зачисляем себя в ряды тех, кто отстаивает универсальные принципы цивилизованности. Даже если подавляющее большинство москвичей не сомневаются в том, что московские взрывы суть отголоски чеченской войны, многие так или иначе осознают, что терроризм интернационален. Однако существуют и чисто российские особенности, которые, к сожалению, борьбу с терроризмом не облегчают.
Эта борьба в любой стране дело чрезвычайно затруднительное. А в условиях сильно коррумпированного общества - едва ли возможное. Террористы - люди информированные. Они знают, что в прошлый четверг, например, «лицо кавказской национальности» без регистрации в случае проверки документов в московском метро могло откупиться рублей за 50. Ну в крайнем случае за 100. Они знают, что сегодня, завтра и послезавтра кавказцам, даже тем, у кого регистрация в порядке, на улицу лучше не выходить. Они знают, что после того, как ситуация чуть успокоится, все вернется на круги своя, разве что "такса" возрастет. Когда московские власти начинают акцию за массовую депортацию незарегистрированных российских граждан , то, наверное, они решают какие-то проблемы, но только не проблемы борьбы с терроризмом, не проблемы безопасности москвичей. В странах, считающихся «приличными», массовая высылка собственных граждан невозможна по определению. Операция по высылке незарегистрированных россиян кавказской наружности из коррумпированной столицы коррумпированного государства вполне реальна. Она поможет наполнить кошельки немалому количеству людей, не решая никоим образом задач по борьбе с терроризмом, а только подменяя эту борьбу. Потому что секретов нет. Борьба с терроризмом подразумевает активную агентурную работу и эффективный контроль за положением в стране, в каждом ее городе. Да, про политкорректность приходится забывать. Это печально, но без этого, наверное, не обойтись. Это понимают и израильтяне, и французы, особенно подозрительно относящиеся к арабам. Но в парижском метро или на тель-авивском вокзале полицейскому невозможно сунуть мелкую купюру и спокойно продолжить свой путь. У нас же это вещь повседневная, и это явно не повышает шансов на успех в борьбе как с террористами, так и с "простыми" бандитами. Но как говорит в своем интервью эксперт по борьбе с терроризмом: «Отмахиваться от проблемы под предлогом ее сложности - ошибочный путь»."