Председатель правления Тюменской нефтяной компании Виктор Вексельберг приобрел у семьи Форбс (Forbes) коллекцию Фаберже. Сделка состоялась до того, как коллекция должна была быть выставлена на аукционе Sotheby´s в апреле. В коллекцию входят 9 яиц и 180 других изделий Фаберже из собрания Форбс. Специалисты Sotheby´s оценивают коллекцию в 120 миллионов долларов. Однако, по данным ГАЗЕТЫ, сумма сделки оказалась гораздо выше. Представитель Виктора Вексельберга назвал это событие "гуманитарным патриотическим актом".
"Некоммерческий фонд 'Связь времен', связанный с одним из совладельцев нефтяной компании ТНК-BP Виктором Вексельбергом, приобрел коллекцию ювелира Карла Фаберже - самую большую из тех, что находятся за пределами России. Ранее коллекция принадлежала семье Форбс, владеющей одноименным бизнес-изданием.
Ни одна из сторон не согласилась обнародовать финансовую сторону сделки по продаже девяти яиц и 180 других произведений искусства из собрания Форбс. По мнению работников самого Sotheby"s, выплаченная сумма за коллекцию может составлять 120 миллионов долларов.
Однако, как заявил ГАЗЕТЕ один из знатоков аукционной практики, Sotheby"s предпринял крайне редкий для себя ход - отзыв лотов с аукциона. «Самые оптимистические прогнозы, которые аукцион делает - это сумма, в два раза превышающая предварительную оценку стоимости лота. И судя по тому, что дом решился отозвать коллекцию, сумма может приближаться к этим прогнозам», - считает один из наблюдателей.
'Семья потрясена продажей и отказывается обсуждать цену', - заявила представитель семьи Форбс Мони Бигли.
Коллекция Малколма Форбса была выставлена на аукцион в январе, торги должны были состояться в апреле. 'Исход дела оказался неожиданным', - говорится в заявлении Билла Рупрехта, президента и главы Sotheby"s.
Новый владелец коллекции Виктор Вексельберг рассказал вчера, что, узнав о предстоящем аукционе, «решил не упустить эту возможность, для чего учредил специальный фонд, который теперь вернет домой произведения Фаберже и сделает их доступными для обозрения гражданами России». А официальный представитель фонда Андрей Шторх отметил, что после демонстрации в Нью-Йорке коллекция будет выставлена в Москве, затем проедет по максимальному количеству городов в России, после чего ей будет найдено место для постоянного хранения. В фонде надеются, что разрешить все бюрократические проблемы и выставить коллекцию удастся до Пасхи.
Отвечая на вопрос ГАЗЕТЫ о том, насколько этот жест российского бизнеса связан с новыми политическими реалиями, Шторх сказал, что это индивидуальное решение бизнесмена. «Это был последний шанс вернуть коллекцию на Родину, иначе этого бы не произошло никогда», - отметил он. По его словам, «при сумме, затраченной Вексельбергом, вряд ли можно говорить о материальной выгоде. Это гуманитарный патриотический акт».
О том, почему Форбсы пошли на этот шаг, ГАЗЕТЕ рассказал близкий к семейству Форбс источник. Он опроверг версию российской прессы о том, что семья согласилась на продажу сокровищ из-за финансовых проблем журнала.
Количество доходов в издании растет, утверждает он. Сейчас ежегодные обороты издания составляют сотни миллионов долларов. Причина же заключается в том, что по сложившейся в семье практике 51% акций обычно принадлежит одному человеку. А это уже третье поколение, в котором четыре брата и одна сестра. По словам источника ГАЗЕТЫ, коллекция была выставлена на аукцион для того, чтобы не распылять пакет акций: в четвертом поколении – более дюжины детей. Сама семья заявила, что очень польщена тем, что через 80 лет после того, как коллекция была разбросана по всему миру, появилась возможность вернуть эти необычные произведения искусства. «Это очень романтический конец одной из самых великих историй в истории искусства», - говорится в их официальном заявлении.
Купленная коллекция до отправки в Россию будет выставлена для всеобщего обозрения в выставочном зале Sotheby"s в Нью-Йорке, заявили представители аукциона.
Пасхальные яйца впервые были заказаны ювелирам Дома Карла Фаберже в 1885 году российским императором Александром III в качестве подарка для его жены императрицы Марии Федоровны. Традиция дарить друг другу на Пасху драгоценные сувениры от Фаберже существовала в семье Романовых до революции 1917 года.
Всего в мире насчитывается пятьдесят императорских пасхальных яиц, включая девять, приобретенные Вексельбергом.
По сведениям специалистов Sotheby"s, коллекция Алмазного фонда Кремля содержит десять яиц, в Музее искусств США в Вирджинии их пять, королева Великобритании, состоящая в родстве с последней императрицей России Александрой Федоровной, владеет тремя ювелирными изделиями Фаберже.
Большинство других яиц принадлежит коллекционерам из США, Швейцарии и Монако, однако местонахождение еще восьми шедевров остается неизвестным.
СПРАВКА
Журнал 'Форбс' издается с 1917 года. Оборот компании 'Форбс' составил в 2001 году 401 млн. долларов. 'Форбс' - семейная компания. Она издает журналы под своей маркой в Японии, Китае, Корее, странах Латинской Америки и оценивает совокупную аудиторию всех своих изданий в 5 млн. человек. Издание выходит на многих языках. Журнал получил огромную популярность и влиятельность благодаря своим ежегодным, читаемым во всем мире рейтингам самых богатых людей планеты, самых состоятельных американцев и лучших руководителей компаний. Когда знаменитая коллекция Форбсов, в которую входили яйца Фаберже, была выставлена на продажу аукционного дома Sotheby"s (торги должны были состояться в апреле 2004 года), планам этим вознамерился помешать глава российской компании 'Моспатент' Виктор Чернышев, который еще в 1996 году смог застолбить за собой права на торговый знак Форбс в России и намерен помешать выходу журнала 'Форбс' в России. Впрочем, Чернышев готов охотно уступить свои права Форбсам в обмен на возвращение яиц Фаберже на родину.
"Нам не жалко денег ТНК". Гендиректор "Моспатента" Виктор Чернышев – ГАЗЕТЕ
Гендиректор «Моспатента» Виктор Чернышев оказался в неловком положении. Как рассказывала ГАЗЕТА, он планировал обменять имя «Форбс» (правами на использование которого он, по его словам, владеет на территории России) на яйца Фаберже. В этом случае он обещал не чинить препятствий для издательства Axel Springer Russia, которое намерено издавать русскую версию всемирно известного журнала. О том, что он собирается делать теперь, Чернышев рассказал в интервью Наталии Ростовой.
- Вам перешел дорогу Вексельберг…
- А кто такой Вексельберг? Даже не знаю.
- Это председатель правления ТНК Виктор Вексельберг, который приобрел яйца Фаберже до аукциона.
- До аукциона? Передает за деньги или безвозмездно? Для себя лично или передаст Оружейной палате?
- Обещал, что сделает коллекцию доступной для граждан России.
- Я не понимаю, он раскручивает нашу идею или как?
- Нет, яйца возвращаются в Россию. А значит, у вас, видимо, появятся новые требования к «Форбс».
- Если владельцем будет ТНК, мы будем анализировать ситуацию. Будем думать, как расходиться нам с «Форбсом». Вообще-то Тюменская нефтяная компания не информировала нас. Если они, конечно, отдадут в Оружейную палату… Посмотрим…
Мы предлагали семье Форбс передать яйца безвозмездно, они на это не пошли. Нам, конечно, не жалко денег ТНК, но мы не думали, что будет такое отношение к России.
- Как продвигается процесс с "Форбсом"?
- Мы продолжаем все делопроизводство, работу по нашему проекту - «Форбс». Нас, правда, усиленно тормозит Минпечати, не дает лицензию на электронную версию издания и на печатную. Мы уже претензии Лесину написали, бомбили письмами, в прокуратуру московскую обращались, теперь пойдем в Арбитражный суд. Не хочет Минпечати – откажите официально. Если же подтвердится, что сделка прошла официально, мы осветим это в первом издании «Форбс», на первой полосе, и только будем благодарны нефтяной компании, которая вернула все в Россию.
- То есть новых требований к «Форбс» у вас больше не будет?
- Нет, просто сами будем выпускать журнал. У нас будет собственное издание. На этом рынке им нечего делать. Раз не хотят выполнять наше предложение, раз деньги важнее, чем престиж, значит, они хотят прийти на наш рынок, чтобы деньги выкачивать. А мы - патриоты своей страны.
"