О том, кто и как обслуживает президента в небе, и о многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью "КП" гендиректор Государственной транспортной компании "Россия" Николай Шипиль
"История вопроса
ГТК "Россия" - государственная транспортная компания, которая уже 45 лет обслуживает первых лиц нашей страны. До 1956 года Сталин, Хрущев и их приближенные летали только на военных самолетах (Ли-2, Ил-14). Затем спецавиацию было решено сделать гражданской.
В "Аэрофлоте" был создан авиаотряд особого назначения (АОН) - две эскадрильи Ил-14, базирующиеся во Внукове. Впоследствии АОН стали называть 235-м отрядом. Сюда отбирали лучших летчиков со всего СССР. Помимо членов советского руководства, пилоты 235-го отряда перевозили глав иностранных государств во время их пребывания в нашей стране и выполняли особые задания правительства. Например, они доставили в Москву Юрия Гагарина после его полета в космос.
Во времена Брежнева была распространена практика так называемых литерных рейсов. Литер "А" - это правительственные делегации во главе с Генсеком и члены Политбюро. Для них готовились два самолета - основной и резервный. За каждым закреплялось по три экипажа.
Были еще литеры "ОК" - особый контроль и "К" - подконтрольный (обслуживали кандидатов в члены Политбюро и депутатов Верховного Совета).
В 93-м году 235-й отряд был преобразован в ГТК "Россия". Парк состоит из 39 самолетов и вертолетов, персонал - около 2 тысяч человек. Первое лицо летает только на самолетах с президенским штандартом. Их всего 8. Это Як-40, Ту-134, Ту-154М, Ил-96-300 (основной) и Ил-62 (резервный).
В истории с отделкой Ил-96-300, при Борисе Ельцине названного "президентским", прославились Павел Бородин и Александр Коржаков: в 96-м году они летали в Швейцарию на завод, где делают салоны для президентов и королей, и заказали там двухэтажный салон для Б. Н. Швейцарцы соорудили в самолете две спальни, душевые кабины, зал для совещаний, кабинет и реабилитационный отсек.
По оценкам экспертов, Ил-96-300 с такой начинкой обошелся казне почти в $300 млн. Однако, по словам Павла Бородина, было уплачено всего $46 млн., тогда как "Боинг-747" президента США стоил $470 млн.
Ил-96-300 в стандартном варианте рассчитан на 235 мест. Однако в перестроенном самолете вместе с президентом, как правило, летает около 35 человек - ближайшее окружение, обслуживающий персонал и охрана.
Кстати, Горбачев за время своего правления совершил 42 зарубежных визита. Ельцин посетил около 70 стран (с учетом СНГ). Частота международных визитов Путина пока примерно в четыре раза больше, нежели у его предшественника.
Самолет президента напрокат не возьмешь
- Николай Владимирович, кого, кроме президента, премьера, спикеров обеих палат и главы МИДа, сегодня перевозит ГТК "Россия"?
- Нашими услугами пользуются также некоторые министры и чиновники, которые летают по поручению президента. На такие полеты разрешение дает президент. (Например, Сергей Иванов в ранге секретаря Совбеза летал на наших самолетах. Cегодня уже как министр обороны он имеет свои служебные самолеты.) Кроме того, самолеты ГТК "Россия" используются для перевозок обычных пассажиров - сидеть только на бюджете мы не можем.
- Когда появился институт новых полпредов, было много разговоров о том, что им выделят персональные самолеты...
- Они летают обычными рейсами. Будет какое-то специальное задание президента - другое дело. Персональные же самолеты для полпредов госбюджет не потянет. Один самолет Ту-154М стоит 7 миллионов долларов, на его содержание тоже нужны миллиарды рублей.
- А самолетом президента в его отсутствие никто не может воспользоваться?
- Ну если президент вам разрешит, то мы выполним его распоряжение.
- А если серьезно?
- Нет. Этим правом обладает только президент.
Смелые пилоты
- Вам не страшно перевозить первых лиц государства? Все-таки большая ответственность...
- Начнем с того, что перевозят у нас летчики.
- Но вы же отвечаете за все...
- Конечно. Но ни у меня, ни у летного состава никакого страха нет и быть не может. Иначе нужно уходить. У нас работают самые высококлассные специалисты, какие только есть сегодня в гражданской авиации.
- За президентским самолетом закреплена конкретная бригада или экипаж сменный?
- Два сменных экипажа. Но за каждым самолетом закреплен конкретный командир. У нас много допущенных пилотов, а с первым лицом летают не все. (По сведениям "КП", сегодня основным самолетом Путина чаще всего управляет экипаж заслуженного пилота СССР и РФ Сергея Анциферова. - Авт.)
- К этим людям предъявляются какие-то особые требования?
- В прошлом году мы ужесточили требования медицины. Если раньше наши пилоты проходили лечебно-летную комиссию раз в год, то теперь - дважды.
Красивые стюардессы
- Я обратила внимание, что стюардессы у вас весьма симпатичные, а "президентские" к тому же стройные и длинноногие, как фотомодели. Где вы таких находите?
- Я их получил в наследство, в отборе участия не принимал. Пока. (По сведениям "КП", на борту президентского лайнера работают 10 бортпроводников: 5 мужчин и 5 девушек. Есть ли у Путина "любимая" стюардесса - неизвестно. А вот у Ельцина была - Галина Лахтина, которая всегда встречала главного пассажира у трапа самолета, и без нее он никогда не вылетал. - Авт.)
- А чем занимается экипаж, когда президент ведет переговоры?
- Если визит краткий, экипаж отдыхает на борту. Если длительный - размещаются в гостинице. Они, конечно, имеют возможность что-то посмотреть, но находятся на постоянной связи и в полной готовности.
- Они могут себе позволить немного выпить?
- Нет, вылет может состояться в любую минуту.
Большая кровать
- С тех пор, как у основного президентского самолета появился новый хозяин, внутри что-то изменилось? Может, вместо реанимационного отсека появился тренажерный зал?
- Самолет президента предназначен не для прогулок или увеселительных мероприятий. Это - мобильный центр управления государством, вооруженными силами и ядерной кнопкой. Он имеет спецсвязь, пульт для ядерного чемоданчика, есть место для работы, отдыха президента, для охраны, и все. Для сопровождающих - салон с обычными креслами. Никаких суперванн или бассейнов.
Самолет делался под Бориса Николаевича - с учетом состояния его здоровья (и в этом смысле реанимационный центр был остро необходим), а также анатомических особенностей организма, Ельцин все-таки - крупный мужчина. Важно было учесть и цвет внутренней отделки. Ведь пассажир находится в полете по 14 часов, и его ничто не должно раздражать.
- Значит, внутреннюю отделку с учетом цветовых пристрастий Путина вы поменяли?
- Нет. В самолете ничего не трогали.
- Кровать тоже осталась большая?
- Да.
- А тренажерный зал? У Путина есть место для разминки?
- Место для разминки там есть. Где конкретно он разминается, отжимается и приседает, целесообразнее, на мой взгляд, спросить у него. А тренажерного зала пока нет. Хотя мы думаем об этом. Но все зависит от президента - захочет ли он?
- А персональный парашют есть?
- Не знаю, может, и есть, ведь он же летал на истребителе. Но в комплектации нашего самолета нет.
Высота и скорость
- Как быстро вы можете получить разрешение на воздушный коридор?
- Вопрос решается довольно быстро, но этим занимаются МИД и Росавиация. Наша задача - готовность самолета и экипажа.
- У самолета президента коридор отдельный?
- Нет. Небо у нас одно на всех.
- На какой высоте летает самолет президента?
- Он может набирать высоту до 13 тысяч метров. Обычно же поднимается до 10 - 11. Конкретную высоту, или так называемый эшелон полета, выбирает командир экипажа в зависимости от условий полета. Бывают грозовые очаги, болтанка. А какой-то особой высоты нет - в этом смысле Путин не отличается от других граждан России.
- На каких скоростях летает президент?
- На президентских, конечно. Если же серьезно, скорость Ил-96-300 до 900 км/ч, а при попутном ветре и до тысячи.
- Насколько надежны ваши машины?
- У нас хороший уровень подготовки инженерно-технического состава, но лучше все же постучать по дереву. Беспокойство вызывает то, что костяк пилотов стареет и нет притока молодежи. А для подготовки хорошего летчика нужны десятилетия.
К сожалению, летчики гибнут
- Часто ли в компании случаются внештатные ситуации?
- Для нас любая внештатная ситуация - ЧП. Но это техника, всякое бывает. Например, в 1972 году при вылете из "Внуково-2" в Киев президента США Никсона на Ил-62 не запустился двигатель. Резервный самолет тоже подали не сразу. В итоге тогдашнего командира отряда сняли с работы. А во времена Ельцина одного из моих предшественников отстранили за то, что при заруливании самолет с президентом задел крылом хвостовую часть лайнера итальянского премьера. Этот самолет до сих пор не восстановлен и стоит у нас.
- А вот однажды Татьяна Дьяченко летела на вертолете к отцу и чуть не разбилась...
- Мне это неизвестно. Но парк вертолетов мы планируем переоснастить на более современные машины.
- Уже при вас случилась трагедия во время визита Путина в Гавану, когда умер пилот. Вы тогда просили не писать об этом, но сегодня уже, наверное, можно сказать пару слов...
- Он был не пилотом, а штурманом передового самолета. У него осталась жена с двумя детьми. Мы не хотели выносить горе семьи на всеобщее обозрение, но журналисты одной газеты к нам не прислушались. Обманным путем проникли в мой кабинет, затем пришли в дом погибшего и, воспользовавшись тем, что там был один мальчик, украли фотографии. Я не стал подавать на них в суд, чтобы еще раз не травмировать семью.
К сожалению, пилоты погибают: перегрузки, разные часовые пояса, жара, влажный климат... Известен случай, когда уже при посадке умер командир воздушного судна одной из компаний.
Скромные зарплаты
- Вы руководите компанией один год и один месяц. В каком состоянии вам досталось это хозяйство? Говорят, несколько лет назад здесь часто задерживали зарплату, была большая текучесть кадров, самолеты продавались...
- Да, зарплату по полгода не выплачивали. Были случаи, когда летчики опаздывали на вылет из-за того, что их высаживали из автобуса, потому что у них не было денег на билет. Самолеты продавались, причем не старые, а самые новые Ан-124, Ту-204. Многие пилоты ушли в коммерцию. Но, несмотря ни на что, основные кадры удалось сохранить.
- И как настроение сегодня?
- В этом году впервые за последние шесть лет ГТК "Россия" купила новый самолет - Ту-154М. В проекте - покупка двух Ту-214, которые идут на смену Ил-62. В 2002 году должны получить и еще один Ил-96-300, чтобы был полноценный резервный президентский самолет.
- А зарплата? Я слышала, в "Аэрофлоте" летчики получают до $4 тыс.
- Такие зарплаты мы позволить себе не можем. "Аэрофлот" ведь коммерческая структура, а наши летчики на аналогичных типах отечественных самолетов получают в два и более раз меньше. А техсостав и бортпроводники - и вовсе по 6 - 7 тысяч рублей.
Разговорчики на борту
- Вы с Путиным земляки. До вашего назначения вы были знакомы?
- Конечно, я работал в Петербурге, в "Пулково", он - в Смольном. Мы пересекались при встречах различных делегаций в аэропорту.
- Так значит, вас нашел президент?
- Меня пригласил его управделами Кожин. Мы побеседовали. Я долго сомневался - в тот момент я жил в Копенгагене, а условия жизни и работы за границей резко отличаются от наших. Зарплата тоже. Но все же согласился. Подтолкнуло то, что новый президент искренне стремится улучшить жизнь в России. Хотя иногда внутренне жалею. Не представлял, что кризис поразил компанию так сильно.
- После того как вы однажды о чем-то долго беседовали с Путиным на борту президентского самолета, вас стали прочить в "Аэрофлот" вместо Валерия Окулова...
- О том, что я беседую с Путиным, может дать информацию только тот, кто летает в числе сопровождающих. Это повод для размышлений ФСО. В то же время президент уделяет много внимания развитию гражданской авиации России, дает задания. И я обязан докладывать ему об их исполнении. А поскольку в Кремле он очень занят, удобнее побеседовать во время полета. Что же до "Аэрофлота", то это домыслы.
- И как часто вы летаете с президентом?
- Только когда нужно доложить о каком-либо поручении и во время сложных полетов. Есть специфические страны. Если я уверен, что все нормально, то необходимости летать нет, если же есть хоть малейшее сомнение, я либо мой первый зам отправляемся в полет.
Из досье "КП"
Гендиректор ГТК "Россия" Николай Владимирович Шипиль родился в 1955 г. в Ленинграде. По специальности экономист. Окончил Ленинградское авиатехническое училище, Ленинградский финансово-экономический институт, Академии гражданской авиации и народного хозяйства. Повышал квалификацию во Франции. 5 лет работал в Швейцарии - от помощника до генпредставителя "Аэрофлота". До переезда в Москву - региональный представитель авиапредприятия "Пулково" в странах Северной Европы и Прибалтике с офисом в Копенгагене.
Женат. Супруга занимается домашним хозяйством. Двое взрослых сыновей работают в иностранных авиакомпаниях в Санкт-Петербурге. "