Выполнив свыше двух десятков подписанных в Нью-Дели 20 января контрактов, российские предприятия к 2008 году превратят авианесущий крейсер ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в авианосец ВМС Индии Vikramaditya. Общая сумма подписанных договоров -- около $1,5 млрд. -- выводит сделку в число крупнейших за всю историю военно-технического сотрудничества двух стран.
"Нефтяная "игла" по-индийски
Каждые сутки танкеры доставляют в порты Индии 200 тыс. тонн нефти. Если процесс прекратится, менее чем через месяц жизнь в стране остановится -- внутренняя добыча покрывает не более 30% потребностей. Индийское правительство хочет довести стратегический запас нефтепродуктов до 60 дней, но пока с трудом удается поддерживать 15-дневный.
К 2010 году потребление нефти возрастет как минимум в полтора раза, но доля импорта не уменьшится. Запасы углеводородного сырья в недрах Индостана невелики, за нефтью и газом нужно идти в океан.
Географическое положение Индии способствует импорту нефти: от портов Персидского залива до Мумбая (бывший Бомбей) менее 3 тыс. км. Но этот путь проходит вдоль пакистанских берегов. В случае очередного обострения отношений между государствами Исламабад способен если не прервать, то существенно затруднить транспортировку нефти из Персидского залива в Индию.
Похожая ситуация может сложиться в Бенгальском заливе, через который на восточное побережье Индии доставляется малайзийская нефть. Только потенциальный противник там иной -- ВМС Китая. В возможном конфликте победу завоюет тот, кто будет контролировать Малаккский и Зондский проливы. Но от Индии до них более 2000 км, а значит, на критически важную поддержку ВВС в сражении с мощными китайскими эсминцами можно не рассчитывать.
Вот почему Индия решила сохранить в составе ВМС авианосцы, несмотря на то, что закупка и содержание кораблей этого класса -- очень дорогое удовольствие.
Твердое решение заменить единственный Viraat (бывший британский Hermes постройки 1959 года) почти однозначно приводило к необходимости покупать "Горшков". Корабль собственной постройки может появиться у Индии только после 2010 года.
Главное оружие "Горшкова" -- 12 многофункциональных истребителей МиГ-29К. Индийская сторона, по-видимому из соображений экономии, решила на первом этапе не закупать для корабля всю предусмотренную проектом модернизации авиагруппу -- по разным оценкам, от 21 до 25 самолетов.
МиГ-29К будет способен как минимум на равных вести воздушный бой с любым истребителем потенциального противника на удалении порядка 1000 км от своего корабля. А при дозаправке в воздухе истребитель сможет наносить удары по морским целям и на существенно большем расстоянии.
По боевым возможностям микояновский истребитель сопоставим с существующими истребителями американского флота, такими как F/A-18C/D. Пока МиГ-29 будет испытан и доведен до серийного производства, американцы уйдут вперед, но Индия воевать с США не собирается.
Vikramaditya будет полностью контролировать надводную и воздушную обстановку в радиусе примерно 300 км (на избранных направлениях -- до 400 км).
Последний подвиг адмирала
Для российской системы ВТС продажа "Горшкова" стала беспрецедентным событием. После 1991 года "Рособоронэкспорту" и его предшественникам не удавалось заключать комплексную сделку, в которой учтены интересы столь большого числа предприятий и государственных органов. Не исключено, что, если бы отечественная система ВТС работала в 90-е годы столь же эффективно, продажа крейсеров -- предшественников "Горшкова" -- принесла бы России не $34 млн., а в 100 раз больше. Заметим, что в практике западных стран комплексные сделки, особенно с привилегированными клиентами, давно стали обычным явлением.
Любопытно и то, что изначально рассматривался еще более масштабный комплекс контрактов. Согласно информации авторитетных иностранных военных изданий, планировалось одновременно закупить "Горшков", авиагруппу к нему и взять в аренду до четырех Ту-22М3 и одну-две многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971. К возможности подготовки столь сложной сделки многие специалисты по ВТС относились скептически. Их опасения подтвердились.
К сожалению, для промышленности трудности после подписания контрактов по "Горшкову" только начинаются. За четыре года предстоит выполнить огромный объем работ, часть из которых будет носить экспериментальный характер. В кооперации по "Горшкову" и его вооружению участвуют тысячи предприятий. Не факт, что все они сохранили способность разрабатывать и выпускать технику военного назначения.
Палубный истребитель в новом облике еще только испытывается. РСК МиГ предстоит завершить создание производственной линии для нового унифицированного ряда МиГ-29М/М2/К/КУБ. При этом 16 машин -- слишком маленькая партия, чтобы обеспечить возврат средств, вложенных в разработку и подготовку производства в Луховицах.
Только к середине 2004 года должны завершиться испытания самолетного локатора Жук-МЭ, который должен обеспечить микояновскому истребителю многофункциональность.
Непросто придется и головному исполнителю контракта по кораблю -- Северному машиностроительному предприятию. В конце 1997 года согласованные лоббистские усилия архангельских руководителей и верфи, на которой строятся все отечественные подводные ракетоносцы, привели к тому, что Москва отдала заказ не профильному санкт-петербургскому Балтийскому заводу, а в Северодвинск. Но если в те годы у Севмашпредприятия почти не было обеспеченных финансами контрактов, то сегодня верфи не хватает рабочих для выполнения государственных и иностранных заказов.
В целом сделка по "Адмиралу Горшкову" станет серьезной проверкой для отечественной оборонной промышленности. Одновременно она, по-видимому, подведет черту под поставочным этапом в российско-индийском ВТС. Все последующие контракты соизмеримого масштаба, то есть стоимостью более $1,5 млрд., должны в той или иной форме предусматривать промышленное сотрудничество -- от освоения лицензии до совместной разработки.
Биография "Адмирала Горшкова"
Июль 1977 года. Минсудпром СССР поручает Невскому ПКБ разработать проект четвертого корабля в серии тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.
17 февраля 1978 года. Корабль зачислен в списки ВМФ СССР под названием "Баку".
26 декабря 1978 года. Официальная закладка на Черноморском судостроительном заводе (город Николаев).
31 марта 1982 года. Спуск на воду.
6 января 1987 года. Начало ходовых испытаний.
11 декабря 1987 года. Подписание акта Госкомиссии о приемке.
20 декабря 1987 года. На корабле, совершившем переход в Севастополь, поднят военно-морской флаг.
11 февраля 1988 года. Первая встреча крейсера с будущими владельцами: "Баку" посещает министр обороны Индии Кришна Чандра Пант.
8 июля -- 7 декабря 1988 года. Боевая служба в Средиземном море.
17 декабря 1988 года. Прибытие в Североморск, зачисление в состав Северного флота.
7 ноября 1990 года. Переименование в "Адмирал флота Советского Союза Горшков".
2 февраля 1992 года. Пожар в кормовом машинном отделении, корабль становится на ремонт.
7 мая 1995 года. Находящийся в ремонте корабль последний раз выходит в море своим ходом для парада в честь 50-летия победы.
28 сентября 1995 года. Крейсер посещает делегация ВМС Индии, начинаются переговоры о продаже.
7 июня 1997 года. Борис Ельцин распорядился проводить ремонт и модернизацию крейсера на Севмашпредприятии.
Июль 1999 года. Переход из Мурманска в Северодвинск.
8 февраля 2002 года. После 2-го заседания российско-индийской межправкомиссии по ВТС официально объявлено о предстоящем приобретении крейсера Индией.
20 января 2003 года. Подписан блок контрактов о передаче крейсера Индии, его ремонте и модернизации.
Что еще Россия может продать индийским вооруженным силам
По прогнозам индийских экспертов, в ближайшие 20 лет ежегодный объем ВТС России и Индии будет сохраняться на уровне не менее $1 млрд. в год, что составляет примерно 25% суммы, выделяемой для закупки вооружений. Согласно информации неофициальных источников, в число наиболее приоритетных тем входят:
-- основные боевые танки Т-72 (модернизация);
-- зенитные ракетные комплексы С-125 "Печора" (модернизация);
-- реактивные системы залпового огня "Смерч" (поставка);
-- тяжелые бомбардировщики Ту-22М3 или Ту-22МР (лизинг, 24 единицы);
-- авиационные двигатели РД-33 (передача лицензии);
-- противокорабельные ракеты БраМос (производство и разработка новых вариантов);
-- палубные истребители МиГ-29К/КУБ (до 30 единиц);
-- многофункциональные истребители Су-30МКИ (10 единиц);
-- дизель-электрические подводные лодки класса "Амур-1650" (поставка и передача лицензии);
-- средний военно-транспортный самолет MTA (совместная разработка и производство);
-- вторая партия фрегатов проекта 11356 (поставка, до 3 единиц);
-- многоцелевая атомная подводная лодка (лизинг);
-- истребитель 5-го поколения (исследования и разработка);
-- учебно-боевые самолеты Як-130 (поставка, промышленная кооперация). "