ЦКБ "Рубин" отклонило более 500 проектов операции по подъему АПЛ "Курск"
"Об этом сообщил директор ГУП ЦНИИ им.Крылова Валентин Пашин. По его словам, в том числе руководством "Рубина" были отклонены свой собственный проект, проекты ЦНИИ им.Крылова и 40-го НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны РФ. По мнению В.Пашина, Россия не была готова к подъему "Курска" в дни аварии, поскольку работы на нефтяных месторождениях на морских шельфах Россия освоила недавно, и у нее нет соответствующего опыта и оборудования. Он также сообщил, что в ходе столетней истории создания подводных лодок во всем мире утонуло около 230 подлодок, из них 7 атомных (5 российских и 2 иностранных). На утонувших судах погибли 4 тыс. 600 моряков. Ежегодно, согласно мировой статистике, гибнет 350-400 обычных судов.
В операции по подъему АПЛ "Курск", возможно, будут принимать участие глубоководные водолазы норвежской компании Halliburton. Об этом сегодня на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил начальник 40-го НИИ аварийно-спасательного дела водолазных и глубоководных работ МО РФ Юрий Сухачев. По его словам, костяк команды составят российские водолазы, которые уже принимали участие в работе по подъему тел. Ю.Сухачев отметил, что в настоящее время к тренировкам под подъему приступили с учетом резерва 16 глубоководных водолазов. Ю.Сухачев сказал, что формирование водолазных команд будет основано на паритетных началах с западными партнерами. По его словам, половина совместной команды будет состоять из российских водолазов, а половина - из привлеченных. Он также не исключил, что ни российские, ни западные водолазы не будут принимать участия в разрезании корпуса АПЛ "Курск", и отметил, что такая операция будет осущнествляться с помощью спецтехники.
Сегодня российские водолазы приступят к проведению первого тренировочного этапа операции по подъему "Курска". Сегодня в Северодвинске состоится совещание с участием представителей голландской компании Mammoet и других иностранных компаний, участвующих в проекте подъема АПЛ "Курск". Как сообщили в ЦКБ "Рубин", на совещании будут рассмотрены технические стороны проекта и определены сроки, в которые должно быть изготовлено необходимое оборудование. Сегодня же в г.Ломоносов (Ленинградская область) российские водолазы приступят к проведению первого тренировочного этапа операции по подъему "Курска". Детали предстоящей операции водолазам предстоит отрабатывать в специальных комплексах, в частности, на стендах, имитирующих отсеки атомохода. Часть стендов находится на глубине 100 и более метров.
Отказ от услуг международного консорциума по подъему АПРК "Курск" вызван чисто коммерческими причинами. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции член политсовета партии "Союз правых сил", член государственной комиссии по подъему АПРК "Курск" Григорий Томчин. Он пояснил, что консорциум хотел растянуть операцию по подъему подводной лодки на 2 года, что потребовало бы дополнительных затрат. Кроме того, Г.Томчин отметил, что контрагентами голландской фирмы Mammoet, скорее всего, выступят те же фирмы и те же люди, которые в случае заключения договора с консорциумом выступали бы там также в этом качестве. "Операция по подъему "Курска" - это сложная операция, которая вызывает много сомнений", - заявил Г.Томчин. Он еще раз подтвердил, что окончательные сроки операции установлены 20 августа - 15 сентября. В ходе операции на поверхность Баренцева моря будут поднята кормовая и центральная часть "Курска" с реактором по 18-й шпангоут. Поврежденная носовая часть лодки пока останется на дне. Относительно причины аварии "Курска" Г.Томчин еще раз подтвердил, что, скорее всего, это был взрыв торпеды.
Вероятность успешного окончания операции по подъему подлодки "Курск" со дна Баренцева моря специалисты оценивают как почти 100-процентную. Как заявил сегодня на пресс-конференции директор ГУП ЦНИИ им.Крылова Валентин Пашин, доля успеха операции оценивается в объеме 99%. Он отметил, что ничтожная вероятность неудачного исхода операции все же существует. В настоящее время на базе ЦНИИ в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке к подъему подлодки. Через 2-3 недели, по словам В.Пашина, участники проекта приступят к "более широкому моделированию подъема". Проект подъема подлодки, предложенный голландкой компанией Mammoet предусматривает использование не тросовой системы, а специальной тяги и гидроподъемника, который непосредственно будет поднимать лодку. "Эти тяги прошли успешные испытания, адекватные прогнозу фирмы Mammoet по работе этих тяг, на стендах ЦНИИ им.Крылова", - заявил В.Пашин. Он также заявил, что компания Mammoet обладает уникальным оборудованием, и ее предложение рассматривалось в течение нескольких месяцев. Выбор компании не был случайным и был окончательно сделан после того, как Halliburton отказалась проводить операцию в 2001 году. "