Экспериментальный НИИ металлорежущих станков хотят превратить в «доходный дом»
"Помимо нефти и газа последние десять лет Россия активно импортировала на Запад еще и «мозги». Постперестроечный коллапс привел к глубочайшему кризису науки и оттоку ученых мужей за границу
Московское ОАО «Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков» (ЭНИМС) — один из немногих российских НИИ, сумевший не только пережить реформы и кризисы, но и сохранить при этом научную базу и людей. Сегодня в институте трудятся порядка 450 человек, в том числе один академик и 6 докторов наук. ЭНИМС участник нескольких федеральных целевых программ, институт аккредитован в качестве органа по сертификации станкостроительной продукции.
ЭНИМС, имеющий более чем семидесятилетнюю историю, сумел сохранить свой профиль во многом благодаря тому, что контрольный пакет его акций оказался в руках трудового коллектива. Другими крупными держателями акций института стали люди, занимающиеся, как утверждают в ЭНИМС, производством вино-водочной продукции. В совете директоров интересы этой группы представляют Андрей Русецкий, Егор Миськов и Юрий Щеклеин.
Самый известный в этой троице Русецкий, который изрядно наследил в Белгородской области. За этим господином тянется целый шлейф громких скандалов, связанных с «приватизацией» местных муниципальных предприятий. Так, под контролем Русецкого оказался областной Агродорстрой, благодаря чему коммерсанту удалось фактически монополизировать строительство и ремонт дорог на Белгородчине. Кроме того, белгородский «олигарх» наложил руки на Чернянскую нефтебазу, снабжающую окрестных сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами. Но, пожалуй, самым удачным приобретением Русецкого стал Белгородский ликеро-водочный завод, в состав учредителей которого он вошел. Водку в России, как известно, пьют, независимо от уровня доходов и размеров золотовалютных резервов Центробанка. В число последних «покупок», сделанных Русецким в области, вошла и гостиница «Белгород».
Характерно, что целый ряд белгородских предприятий отошли к Русецкому после прохождения процедуры банкротства. Так называемая, «банкротная схема», когда вполне успешное производство специально сажают в долговую яму, чтобы затем прибрать его к рукам по дешевке, очень популярна среди охотников за муниципальной и государственной собственностью. Легкость, с которой Русецкому удавалось проворачивать на Белгородчине свои сделки, наталкивает на мысль, что без влиятельных покровителей в местных властных и судебных структурах, здесь не обошлось.
Очевидно, что человека с такой «родословной» институт интересует лишь как очередной объект недвижимости, на котором можно неплохо заработать. Не секрет, что многие столичные НИИ превратились в «доходные дома», где каждый квадратный метр сдается в аренду. Похожие процессы происходили и в ЭНИМС. Под давление «водочных» акционеров часть помещений НИИ заняли коммерческие фирмы, в том числе торгующие алкоголем.
Руководство ЭНИМС сопротивлялось до последнего, сохраняя научный профиль и это, судя по всему, вывело Русецкого и компанию из себя. После новогодних праздников, как утверждается в официальном пресс-релизе института, коммерсанты перешли к активным действиям. 16 января на территорию института ворвалось около полусотни молодчиков, вооруженных бензопилами и «болгарками». Заблокировав охрану института, они выгнали на улицу всех сотрудников и забаррикадировали входную дверь. При этом замдиректора ЭНИМС фактически захватили в заложники. Его насильно удерживали в машине.
В это время группа захвата по-хозяйски обшаривала кабинеты, включая помещение первого отдела, где хранятся секретные документы. Выдворить непрошенных гостей удалось лишь с помощью милиции. Все металлические двери и сейфы оказались вскрытыми. Пропала не только часть оргтехники, включая компьютер из первого отдела, содержащий секретную информацию, но и научная, и финансовая документация. Руководство института обратилось за помощью в правоохранительные органы, которые сегодня разбираются с этой из ряда вон выходящей историей.
В ЭНИМС не сомневаются, что погром в здании устроили по команде тех, кто недоволен научным профилем института. С точки зрения этих людей, торговать квадратными метрами куда выгоднее, нежели заниматься поиском новых технологий в металлообработке и конструировать станки. Затрат и усилий — ноль, зато отдача стопроцентная.
ЭНИМС всегда гордился качеством своей работы и многолетними традициями. Не случайно логотип института внешне похож на знаменитый советский «Знак качества». Но теперь всему этому может прийти конец.