"Незаконными были признаны действия прокурора Петербурга Николая Винниченко в части возбуждения уголовного дела в отношении экс-кандидата в губернаторы Анны Марковой по части 2 статьи 130 УК РФ («оскорбление»), потерпевшей по которому является нынешний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Такое решение вынес вчера Октябрьский федеральный суд.
Соответствующая жалоба от Анны Марковой о признании незаконным возбуждения уголовного дела прокурором Петербурга поступила в суд 26 декабря прошлого года. Дело в том, что преступление, предусмотренное ст. 130, относится к т.н. «делам частного обвинения». И в таких случаях потерпевший должен написать заявление мировому судье для того, чтобы было возбуждено уголовное дело. Прокурор может возбудить уголовное дело по соответствующей статье в том случае, если «потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы».
На вчерашнем заседании было оглашено постановление горпрокурора Николая Виниченко от 6 января 2004 года. Этим постановлением частично отменено предыдущее постановление прокурора - о возбуждении в отношении Анны Марковой уголовного дела от 18 ноября 2003 года в части 2 статьи 130. В данном документе содержится ссылка на то, что «в ходе проверки заявления Валентины Матвиенко таких обстоятельств (имеется в виду беспомощное состояние или иные причины, по которым Валентина Матвиенко не может защищать свои интересы) выявлено не было».
Ссылаясь на это постановление горпрокурора, суд отказал в удовлетворении жалобы Анны Марковой, однако указал в своем решении на незаконность действия горпрокурора в части возбуждения уголовного дела по этой статье.
«Я не сомневалась в том, какое решение будет принято судом: горпрокурор нарушил закон и это было очевидно. Смешно, когда человек, в юридической компетенции которого сомневаться не приходится, принимает абсолютно неправовые решения. Это говорит о том, что правоохранительная власть сегодня носит не правовой характер, а политический, – так прокомментировала решение суда корреспонденту «Фонтанки» сама Анна Маркова. – Вчера в суде, несмотря на то, что у судьи явно не было такого желания, мы сумели настоять на том, что прокурор нарушил закон. А, понимая безвыходность своего положения, горпрокурор выпустил 6 января постановление об отмене своего решения о возбуждении уголовное дела по 130-й статье, так как затягивание этого процесса ставило прокурора в неловкое положение. Гораздо более неловкое, чем то, в которое, по их мнению, была на дебатах поставлена Валентина Матвиенко. Я думаю, что судьба моих жалоб по этому делу будет точно такой же».
Напомним, что на рассмотрении Октябрьского федерального суда также находится жалоба Марковой на незаконные действия следователя горпрокуратуры Петербурга Б.Синдаловского. Анна Маркова недовольна тем, что о возбужденном в ее отношении 18 ноября 2003 года уголовном деле по ч. 2 ст. 129 (клевета, содержащаяся в публичном выступлении) и по ч.2 ст.130 УК РФ, она узнала только 8 декабря 2003 года. То есть спустя 20 дней после возбуждения уголовного дела. Однако, согласно УПК, о возбуждении уголовного дела подозреваемого должны проинформировать незамедлительно в тот же день.
Напомним также, что уголовное дело в отношении Анны Марковой было возбуждено по заявлению Валентины Матвиенко. Губернатор так прокомментировала представителям СМИ свой визит в прокуратуру:
«У меня нет такой самоцели кому бы то ни было мстить. Это вообще не в моем характере. Демократия в России и в Петербурге в частности сейчас проходит серьезный экзамен. Но она не должна превращаться во вседозволенность. В ходе предвыборной кампании, во время теледебатов Анной Борисовной Марковой в мой адрес был выдвинут целый ряд серьезных клеветнических утверждений. Они пагубно влияют на мою деловую репутацию, и в данной ситуации я не могу промолчать и «проглотить» эту ложь».
Губернатор заявила, что она не настаивает на уголовном преследовании своего бывшего политического оппонента в том случае, если «Анна Маркова сделает честный и мужественный шаг» – признает, что все обвинения, которые прозвучали во время телеэфира, являлись ложными и не имели отношения к политике."