"31 мая истекает контракт, заключенный государством с председателем правления Газпрома Ремом Вяхиревым. Кто будет руководить крупнейшей естественной монополией России, одной из главных валютных "жил" страны? Это предстоит решить Совету директоров компании. Но, безусловно, не без подсказки из Кремля. Это и понятно, Газпром - отнюдь не частная лавочка. Между тем в последние полгода газовая империя оказалась в водовороте крупных скандалов. Конечно же, можно сказать, что все они затеяны с целью свалить газового короля Вяхирева. Но, с другой стороны, это "государство в государстве" так долго было закрытым, там такие огромные финансовые потоки, что обвинения в адрес компании и ее руководства оказались слишком серьезными, чтобы их не заметить.
В могущественной газовой империи пышно цветет семейственность. Фирмой "Газэкспорт", продающей за границу почти все добытое "голубое" топливо, рулит младший Вяхирев - сын Юрий. Дочь главы Газпрома и сын Виктора Черномырдина - акционеры компании "Стройтрансгаз", занимающейся сооружением газопроводов.
Немецкая газета "Франкфуртер Рундшау" заинтересовалась недавно удивительной сделкой, которую осуществили Виталий Черномырдин, Татьяна Дедикова (дочь Р. Вяхирева) и Елена Дмитриева (дочь первого зампреда Газпрома В. Шеремета). Якобы все они, заплатив всего по 8 рублей 10 копеек, получили по 18 процентов акций московской фирмы "Хорхат". А вместе с этим приобрели долю в дочерней компании "Хорхата" "Интерпроком", контролирующей поставки газа в Венгрию на сотни миллионов долларов ежегодно!
Как утверждают немецкие журналисты, еще по 18 процентов акций эти отпрыски газпромовских руководителей заимели в фирме "Интергазкомплект", поставляющей Газпрому промышленное оборудование. И опять-таки за мизерную сумму - 1620 рублей.
Складывается пикантная ситуация: рассчитываясь с предприятиями-партнерами за работу, руководители монополии фактически платят своим близким родственникам. "Аналитики считают, что Газпром ежегодно теряет от двух до трех миллиардов долларов вследствие коррупции, семейственности и обыкновенного воровства", - заявил все той же газете "Франкфуртер Рундшау" бывший глава Госналогслужбы (ГНС) Борис Федоров, один из самых непримиримых критиков Рема Вяхирева.
Немало "стрел" выпущено в Рема Вяхирева и вяхиревцев за чрезмерные расходы на роскошные пансионаты и прочий дорогостоящий соцкультбыт. "Хозяева" российского газа устроили для себя настоящий коммунизм. Чего стоит один только жилой комплекс Газпрома, расположенный в московских Новых Черемушках. Даже самые скромные клерки, которым посчастливилось здесь поселиться, бесплатно или на очень выгодных кредитных условиях получили не только стометровые квартиры, но и импортные стиральные, посудомоечные машины. А есть еще элитные поселки под Москвой. Одно из последних расточительных приобретений, одобренных Советом директоров Газпрома, - яхт-клуб в Астрахани.
По "широте душевной" Газпром подкармливает множество фондов, телекомпаний, газет и частных контор, не имеющих отношения к его главному делу. Самой большой "черной дырой" оказался холдинг "Медиа-МОСТ". Газовики вбухали в него сотни миллионов долларов, но не получили никакого реального влияния на НТВ и печатные издания "МОСТа". Ради чего? "Мы платили, чтобы они молчали... Нам нужно было спокойно работать", - признался журналистам сам Рем Вяхирев. И вернуть эти деньги назад уже практически нельзя.
Благодаря мощному лобби в правительстве и Госдуме Газпром выбил для себя уникальные экономические привилегии. Компания довольно долго жила по индивидуальному соглашению, разрешавшему платить налоги в казну в рассрочку. Попытки Госналогслужбы летом 1998 года заставить рассчитываться на общих основаниях кончились громким скандалом. Газпром демонстративно сорвал даже льготный налоговый график. ГНС пригрозила наложить арест на дома отдыха, охотничьи домики, самолеты и другое дорогостоящее имущество, украшающее жизнь газовых "генералов". В ответ депутаты Госдумы мгновенно провели внеочередное заседание, на котором потребовали прекратить "захват компании".
Однако впоследствии Счетная палата России сделала однозначный вывод: соглашения, по которым Газпром получил беспрецедентные налоговые послабления, были незаконными. Только в 1999 году федеральный бюджет лишился из-за них около 22 миллиардов рублей.
к Большими успехами Газпром в последнее время не блещет. В 2000 году добыча газа упала. Газпромовская "верхушка" постоянно жалуется на нехватку денег для освоения новых месторождений. Но при этом прямо-таки сорит деньгами. Как показала последняя проверка Счетной палаты (СП), в 1999 году и первой половине 2000 года сумма займов, предоставленных Газпромом своим друзьям и партнерам, достигла 24 миллиардов рублей. Деньги зачастую выделялись без процентов. И вновь среди получателей оказались структуры, далекие от добычи газа: "Медиа-МОСТ", "Газпроминвестхолдинг", гостиница "Лазурная".
К 1 ноября 2000 года, когда шла проверка, были просрочены договоры, по которым Газпром раздал почти 4 миллиарда рублей. Но своевременные меры, чтобы вернуть долги через суд, приняты не были.
Ни одна бригада самых грамотных и опытных ревизоров до сих пор не смогла установить, сколько денег на самом деле крутится в системе Газпрома. Есть подозрения, что часть прибыли от экспорта газа российский монополист перекачивает в компанию "Итера", зарегистрированную в США. Именно через эту фирму получают российский газ почти все страны СНГ и Прибалтики. В течение последних лет Газпром по очень низким ценам предоставлял ей свою продукцию и месторождения.
"Итера" продает газ за границу с колоссальной выгодой для себя, но при этом не спешит расплачиваться за пользование экспортной "трубой". Например, в 1999 году она оплатила прокачку своего газа по трубопроводной системе Газпрома только на 81,9 процента.
- Много тумана и с акциями Газпрома. Для такой крупной компании они котируются неоправданно низко. Причем торговля организована так, что на российском рынке они стоят намного дешевле, чем на зарубежном. А мелкие западные акционеры Газпрома постоянно подозревают его руководство в закулисных сделках, нарушающих их права.
Из досье "КП"
Открытое акционерное общество "Газпром" - крупнейшая компания России. Добывает четверть всего газа в мире. Главный собственник Газпрома - государство, владеющее 38,37 процента акций. С этой промышленной империей в общей сложности связаны по работе больше 6 миллионов человек.
Вопрос на засыпку
Кто придет вместо Вяхирева?
Разговоры об отставке Вяхирева ходят давно. По слухам, самый главный претендент на его место - нынешний глава президентской администрации Александр Волошин. Однако "питерская группировка", сложившаяся при Путине, выступает против прихода Александра Стальевича в Газпром. Тут, дескать, должен быть стопроцентно "свой" человек. А вот кто это может быть, пока не ясно. Ведь есть такой серьезный момент - преемника Вяхирева должны принять в кругу крупных газовых игроков как своего.
Тем временем появилась информация, пока еще неофициальная, что сам Вяхирев уйдет в... немецкий концерн "Рургаз". Якобы он уже получил предложение войти в его Совет директоров. Для чего? А чтобы вернуться обратно в тот же Газпром, но уже в роли представителя "Рургаза".
Между тем в политкулуарах неожиданно всплыл еще один кандидат в главы Газпрома - нынешний глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. Дескать, это может быть сделано для того, чтобы реформировать газовую отрасль по примеру нефтяной, когда "труба" полностью отходит в руки государства.
Штрихи к портрету олигарха
Кто такой Рем Вяхирев?
Главный человек в Газпроме родился 23 августа 1934 года в Куйбышевской области. Его родители были учителями. Путь к вершинам карьеры Вяхирев начал помощником мастера. После многолетних трудов в 1986 году он стал первым заместителем Виктора Черномырдина в Министерстве газовой промышленности СССР, а еще через шесть лет возглавил сам Газпром.
О себе Рем Иванович лукаво говорит: "Я простой рабочий". Но американский журнал "Форбс" в 1997 году поставил Вяхирева на 225-е место в списке самых богатых людей планеты. В безраздельном распоряжении Вяхирева находятся целых 35 процентов акций Газпрома, переданных ему государством в доверительное управление (или траст).
Борис Немцов, будучи первым вице-премьером, поднял вопрос о пересмотре неэффективного для госказны договора. И оказался под таким критическим "ударом", что даже президент Ельцин не смог защитить своего протеже.
Трастовый договор дал Вяхиреву абсолютную власть в компании. Заседания Совета директоров превращались в формальность, собрания акционеров укладывались в 30 - 40 минут: глава Газпрома всегда мог настоять на решении, выгодном для себя и своего окружения. А устав Газпрома до лета прошлого года был составлен так, что Вяхирева практически невозможно было уволить: для этого требовалось единогласное решение всех без исключения членов Совета директоров. То есть... самого Рема Ивановича тоже.
В конце концов неслыханная независимость Вяхирева начала раздражать Кремль и "Белый дом". Вновь пошли разговоры, что государство должно забрать у него свои акции. Но политиков, подавших эту идею, давно нет в правительстве. А Рем Иванович по-прежнему рулит газовой монополией. Лишь в прошлом году могущество вяхиревцев в Газпроме пошатнулось: они утратили большинство в Совете директоров. Виктора Черномырдина на посту председателя Совета сменил человек Путина - Дмитрий Медведев. А сам Вяхирев время от времени стал давать понять, что готовит себе преемника: мол, возраст уже почтенный, хочу на даче покопаться. Но сдается, что и на этот раз Рем Иванович в своей обычной манере хитрит. Если Кремль даст добро, он с удовольствием еще один срок попашет на газовой ниве. "