"«Илим Палп» и «Континенталь Менеджмент» не пожелали мириться
Лесная отрасль вновь отметилась в нынешнем году противостоянием компаний «Илим Палп» и «Континенталь Менеджмент». А забрезжившая было под конец года надежда на скорое урегулирование корпоративного конфликта быстро сошла на нет. «Континенталь-Менеджмент» официально объявил о прекращении «мирных» переговоров с «Илим Палпом». Между тем борьба двух компаний тормозит приход в отрасль крупных зарубежных инвесторов.
«Континенталь Менеджмент» Олега Дерипаски и Владимира Когана в течение года последовательно наносил удары по наиболее привлекательным активам «Илим Палпа» - Братскому ЛПК и Котласскому ЦБК. И хотя «Илим Палпу» удалось не упустить контроля над ними, оба предприятия по-прежнему существуют с двумя советами директоров и реестрами акционеров. Самый сильный удар по империи Захара Смушкина был нанесен весной, когда «Илим Палп» решил оформить переход всех предприятий на единую акцию и созвал собрания акционеров своих комбинатов. Эти собрания аукнулись через несколько месяцев, когда головной офис «Илим Палпа» был блокирован ОМОНом и следователями, которые искали следы подделки подписи представителя государства во время собрания в Братске.
Одновременно продолжались атаки на Архангельский ЦБК и его председателя совета директоров Владимира Крупчака. В этом году Крупчак пережил возбуждение уголовного дела по давно забытым результатам прокурорских проверок и обыски в центральном офисе его компании «Титан». Правда, в декабре Крупчак смог избраться в Госдуму и получить таким образом депутатский иммунитет.
Сам «Континенталь Менеджмент» не смог серьезно расширить свои владения не только за счет набегов на «Илим Палп» и Архангельский ЦБК, но и благодаря приобретению более мелких предприятий. За год компания приобрела только Кондровскую фабрику в Калужской области, специализирующуюся на выпуске туалетной бумаги.
А в декабре «Илим Палп» и «Континенталь Менеджмент» засели за переговоры, пытаясь найти компромисс. Стороны обсуждали четыре варианта мирного урегулирования - от выплаты «Континенталю» отступных или продажи всего бизнеса кем-либо из сторон до объединения активов в единую компанию. А председатель совета директоров «Континенталь Менеджмента» Николай Макаров даже обещал, что стороны придут к компромиссу до начала нового года или, в крайнем случае, в январе. Но пока сделка срывается. На прошлой неделе «Континенталь Менеджмент» во всеуслышание заявил, что выходит из переговоров. «По всей видимости, это попытка представить «Илим Палп» в невыгодном свете, обвинив их в срыве переговоров», - говорит ведущий аналитик РАО «Бумпром» Анна Курбатова. Она считает, что война будет длиться до тех пор, пока «Илим Палп» и «Континенталь» не договорятся о размере отступных. «Илим Палп» вряд ли расстанется с бизнесом, поэтому ему придется заплатить отступные под гарантии, что Дерипаска никогда больше не появится на этих предприятиях», - полагает аналитик.
Битва «лесных олигархов» не стала украшением отрасли, серьезно снизив ее инвестиционную привлекательность. Несмотря на прогнозы притока в отрасль крупных иностранных инвестиций, зарубежные компании делают пока лишь первые нерешительные шаги в российский лес. За исключением австрийской компания Neusiedler, владеющей Сыктывкарским ЛПК с весны 2002 г. , и американской International Paper, которой еще с 1998 г. принадлежит Светогорский ЦБК, других стратегических инвесторов отечественный леспром пока не увидел.
Впрочем, в скором времени войти сюда могут два крупных финских концерна - Stora Enso и Metsаliitto. Stora Enso открыл один лесопильный завод в Карелии и достраивает второй в Новгородской области. Инвестиции компании в российский проект оцениваются аналитиками в 30 млн евро. А Metsаliitto пообещал построить в Ленинградской области лесопильное производство за 60 млн евро, а если проект удастся, то вложить еще $900 млн в строительство нового ЦБК. Однако присматриваться к России финны собираются долго - весь проект рассчитан на 10 лет.
Впрочем, приход иностранцев тормозят не только лесные войны. «Чтобы крупные стратегические инвесторы пришли в целлюлозно-бумажную промышленность, необходимо ввести заградительные пошлины на ввоз высококачественных бумажных изделий», - говорит Курбатова. Однако она считает это «маловероятным». По ее оценке, в год скандинавские и канадские лесобумажные корпорации ввозят в Россию бумаги и картона на сумму около $1,3 млрд, что составляет около трети от общего потребления бумаги в стране."