"У Андрея Вавилова плохо с сердцем. "Скорая" увезла бывшего зам. министра финансов прямо с допроса. Сразу после того, как в прокуратуре ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Вавилов лежит сейчас в 31-й городской больнице. А тем временем за стенами лазарета разгораются невиданные страсти. Руководство Генпрокуратуры делает все, чтобы отбить Вавилова у своих чрезмерно ретивых подчиненных и вывести его из-под удара...
"Серый кардинал Минфина", "злой гений ХХ века" - какими только прозвищами не награждали Андрея Вавилова журналисты. С именем этого человека связан целый ворох афер и скандалов: от финансирования президентской кампании до проведения залоговых аукционов. Именно он придумал гениальные по своей простоте операции с ценными бумагами, когда государство передавало бумаги банкирам за 70% номинала и сразу же покупало за все 100%. Многое другое.
Газетными статьями о Вавилове можно оклеить половину российских тюрем. Однако от статей газетных до статей Уголовного кодекса дело никогда не доходило. Всякий раз Вавилову удавалось выйти сухим из воды. Лед тронулся только сейчас...
В минувший понедельник Вавилову впервые было предъявлено обвинение. Речь идет о пропаже 330 миллионов долларов из бюджета Минобороны. Эти деньги были переведены на Украину, в счет оплаты стройматериалов, однако ни досок, ни гвоздей военные так и не увидели.
Осенью прошлого года Главная военная прокуратура предъявила первое обвинение по этому делу: начальнику финуправления Минобороны генерал-полковнику Олейнику. При этом, правда, следователи прекрасно понимали: Олейник - стрелочник, он только лишь подписал подсунутые ему платежки. Аферу придумали совсем другие люди.
Кто? Тогда-то и всплыла фамилия Вавилова. Именно Вавилов, в бытность первым зам. министра финансов, был одним из разработчиков схемы взаимозачетов. По этой схеме вместо живых денег, положенных армии из бюджета, Минобороне были обещаны материальные ресурсы. Каковые, в свою очередь, должна была поставить компания Юлии Тимошенко "ЕЭС Украины".
Соглашения между Россией и Украиной от Минфина подписывал Вавилов. Одного этого обстоятельства вполне достаточно для предъявления ему обвинения. Однако в Генпрокуратуре считают иначе...
В понедельник Вавилов был вызван на очную ставку в Главную военную прокуратуру. Он должен был приехать к десяти часам, но утром позвонил его адвокат и сказал, что Вавилов задерживается. Он на приеме у первого заместителя генпрокурора Юрия Бирюкова.
Вавилов появился в половине двенадцатого. Радостный и очень спокойный: видимо, встреча с Бирюковым была успешной. Очная ставка с бывшим черномырдинским помощником Геннадием Петелиным только прибавила ему уверенности.
Неожиданно для следствия Петелин начал давать "задний ход". Если раньше он говорил, что никакой команды от премьера - принять Тимошенко и решить все вопросы - Вавилову не передавал (именно указанием Черномырдина прикрывался на прежних допросах Вавилов), то теперь стал жаловаться на плохую память. "Возможно, я просто забыл", - промямлил Петелин.
И тут - словно гром среди ясного неба: обвинение. Ничего подобного Вавилов даже не ожидал. Он наотрез отказался подписывать постановление, расписался лишь в том, что ему объявлена подписка о невыезде. После чего сразу же схватился за сердце.
В кабинете следователя еще не выветрился дорогой вавиловский "парфюм", как на ГВП начались "наезды". Первый зам. генпрокурора Бирюков в категорической форме потребовал снять с Вавилова все обвинения. У военной прокуратуры, мол, нет никакого права третировать "уважаемых людей".
Полагаю, г-н Бирюков был несказанно удивлен, когда услышал вежливый, но твердый отказ. И первый зам. главного военного прокурора Юрий Яковлев, и начальник следственного управления Виктор Шеин, и начальник надзорного отдела Владимир Матюнин заняли жесткую принципиальную позицию. До тех пор пока дело находится у них, никакие "команды" выполнять они не будут.
К чему может привести подобная строптивость, все эти люди прекрасно понимают: "вплоть до увольнения". Тем не менее отступать они не намерены. Будут держаться до конца.
Кстати, это уже не первый случай вмешательства Бирюкова в расследование дела "о 330 миллионах". Когда ГВП заинтересовалась историей с покупкой на Украине стратегического ядерного ракетного комплекса, первый заместитель генпрокурора лично вызвал следователя и запретил "раскручивать" этот эпизод. Дескать, вопрос здесь не уголовный, а гражданско-правовой. "Дайте письменное указание", - сказал в ответ следователь. Бирюков дал.
Указание это приобщено к материалам дела. Эпизод с покупкой комплекса прокуратура больше не расследует. А зря. Стоило бы, наверное, поинтересоваться, почему вместо того чтобы забрать в счет долга этот комплекс, Минобороны заплатило Украине 270 миллионов долларов. Было это в начале прошлого года. Впрочем, у Бирюкова свои резоны, которые и нам, и ГВП понять не дано...
А между тем истерия вокруг "вавиловского" дела набирает обороты с каждым днем. В четверг вечером ОРТ, со ссылкой на начальника Центра информации Генпрокуратуры Леонида Трошина, сообщило, что с Вавилова сняты все обвинения.
В телефонном разговоре, однако, Трошин заявил нам, что подобных слов не говорил. Это - утка. Возможно. Но возможно и другое. Генпрокуратура просто поспешила праздновать победу. Кто же мог представить, что генералы ГВП окажутся такими упрямыми. Впрочем, Вавилову отчаиваться рано. "Обработка" ГВП продолжается. Если же она не даст результата, дело всегда можно забрать и "перелицевать" по-своему. По-бирюковски...
Р.S. И еще одно. Поговаривают, что некоторое время назад Вавилов оказал "благотворительную помощь" 31-й горбольнице. Если это так, тогда понято, почему ЦКБ и прочим престижным лечебницам Андрей Петрович предпочел обычную городскую больницу. "