Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Странное назначение

Назначение Евгения Бушмина на должность одного из двух представителей Нижегородской области в Совете Федерации оставляет много вопросов.

"С точки зрения формы, очень важно иметь в виду не только личность нового "сенатора", но и то, как он получил эту должность. Фамилия Е.Бушмина стала упоминаться в числе потенциальных претендентов на место в Совете Федерации всего за несколько недель до состоявшегося решения. Такая быстротечность не может не удивлять, тем более что ни в каком смысле г-на Бушмина нельзя было считать человеком, близким к Г.Ходыреву и вообще к кому бы то ни было на нижегородской политической сцене.
Показательно, что губернатор оказался верен себе в том смысле, что умудрился не привести ни одного убедительного и вообще рационального довода в пользу того, что именно Е.Бушмин, а не кто-то другой будет наиболее эффективно представлять интересы области в верхней палате российского парламента. Именно так вел себя Г.Ходырев и при формировании нижегородского правительства. Критерии, которыми он руководствовался при выборе Е.Бушмина, вновь остались загадкой. И нижегородское политическое сообщество такой закрытый стиль принятия решений не может не удручать: по сути, отбор носил сугубо аппаратный характер, в силу чего общественность не услышала объяснений того, какие именно интересы области надо отстаивать в Совете Федерации и с помощью каких инструментов это будет делаться. Двойственное впечатление оставила и фраза Г.Ходырева о том, что Министерство финансов, где проработал несколько лет Е.Бушмин, тоже может иметь свой интерес в его новом назначении.
Что касается Совета Федерации в целом, то Нижегородская область пошла по тому же пути, что и большинство других субъектов федерации, отправив в этот орган человека из федеральных органов власти, не имеющего прямого касательства к региональной политике.
Возникает первый вопрос: почему региональные руководители, которым
из-за административной реформы пришлось сложить с себя полномочия "сенаторов по совместительству", не доверяют свои бывшие кресла местным, региональным деятелям? Ответ на него следует искать в слабости региональных элит на федеральном политическом Олимпе. Губернаторы не верят в лоббистские способности людей из своего окружения и предпочитают доверить функцию защитников своих интересов более или менее влиятельным (по их представлениям) чиновникам из центральных коридоров власти.
Из этого следует второй вопрос: что же это будет за орган, состоящий из бывших высокопоставленных бюрократов, которым поручено представлять территории? Понятно, что прошлая модель формирования Совета Федерации была далека от оптимальной, но в ней была хоть какая-то политическая логика. Сейчас она почти полностью отсутствует. Непонятно, что или кто заставит новых членов Совета Федерации сражаться за интересы тех или иных провинций и кто и как будет оценивать эффективность их работы. Сомнительно и то, что верхняя палата вообще сможет стать работоспособным органом, поскольку будет состоять из большого числа отраслевых и территориальных лоббистов, у которых нет ни общего интереса, ни корпоративной солидарности. С учетом того, что публика эта в целом аполитичная и технократичная, цементирующим ядром, конечно, может попробовать стать администрация президента, но неясно, хватит ли у нее для этого организационных ресурсов. А если даже и хватит, то будет ли это во благо регионам?
Думается, уже сейчас реформированный Совет Федерации можно назвать наименее удачным детищем административной реформы, предпринятой президентом. Оба основополагающих принципа современной демократии - представительства и эффективности - в этом политическом институте сильно искажены. Из этой ситуации может быть два выхода - либо постепенное сокращение политического веса и функций Совета Федерации вплоть до его упразднения, либо переход к прямым и всенародным выборам его депутатов в регионах.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
БУШМИН Евгений Викторович
Год рождения - 1958. Место рождения - с. Лопатино Сергачского района Горьковской области. Образование высшее. Окончил экономический факультет Горьковского государственного университета в 1980 году. Специальность - организация механизированной обработки экономической информации, инженер-экономист. Ученая степень - кандидат экономических наук.


Работа в прошлом
1975-1980 гг. - студент Горьковского государственного университета и одновременно уборщик на Сормовской ТЭЦ, рядовой пожарный СВПЧ № 6 УПО УВД, г.Горький.
1980-1982 гг. - старший лаборант, инженер НИИ прикладной математики и кибернетики при Горьковском государственном университете, г. Горький.
1982-1991 гг. - инженер, старший инженер, ведущий инженер, начальник сектора НИИ механики при Горьковском государственном университете, г.Горький.
1991-1993 гг. - директор НПК "Контур", Н.Новгород.
1993-1996 гг. - депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Москва.
1996-1998 гг. - помощник, заместитель руководителя, первый заместитель руководителя - статс-секретарь Государственной налоговой службы РФ, Москва.
1998-2001 гг. - заместитель министра финансов Российской Федерации, Москва.

"
26.11.2001

Андрей Макарычев
Биржа