Геннадий Трошев заявил о возможности выплаты миллиона долларов за голову Басаева и его коллег. Это уже третий миллион, обещанный за поимку чеченских боевиков.
"Награда в размере $1 млн за поимку Басаева была объявлена еще в самый разгар второй чеченской кампании. Руководитель ЦОС ФСБ Александр Зданович тогда пообещал, что указанная сумма будет выплачена за передачу Басаева в руки правосудия, "причем только живым". Через год требования несколько смягчились. Тогдашний командующий Восточной группировкой Геннадий Трошев согласился уже и на голову Басаева. "Кто принесет - тот миллион и получит,- заявил он.- И неважно, кто это будет - чеченцы или наш спецназ постарается". Прошел еще почти один год, однако никто до сих пор Басаева так и не поймал.
Таким образом, одна из главных целей антитеррористической операции в Чечне - поимка глав бандформирований - за два года наведения конституционного порядка в республике так и не была достигнута. И хотя военные не раз выходили на след лидеров боевиков, им не удалось задержать ни одного из них. В лучшем случае только ранить. Если верить сводкам, то военные несколько раз попадали в Масхадова (хотя он впоследствии все опровергал). Так или иначе, чеченский президент, как и Басаев с Хаттабом, до сих пор находятся на свободе, скрываясь где-то в горных районах республики.
Военные не раз обосновывали свою неспособность выловить лидеров чеченских моджахеддов их постоянным передвижением. Басаев и Хаттаб, по утверждению военных, во время войсковой фазы спецоперации меняли свое местоположение до трех - четырех раз в сутки. И хотя российский спецназ несколько раз выходил на след отрядов Басаева и Хаттаба, поймать их так и не удалось. Тем не менее данные об их предполагаемом нахождении в первое время военные обнародовали довольно регулярно. С передачей же руководства всей спецоперацией в ведение ФСБ, подобные данные вообще перестали доходить до прессы. То ли их просто засекретили, то ли вообще на время отказались от поимки глав бандформирований. Поскольку с лета прошлого года основной акцент с боевых действий сместился в сторону предотвращения многочисленных терактов, то о лидерах боевиков в последнее время как-то немного подзабыли.
Интерес к ним вновь пробудился после того, как помощник президента Сергей Ястржембский продемонстрировал пленку с перехваченным видеообращением Басаева. Если верить этой записи, Басаев сейчас испытывают очень большие трудности. У него нет средств связи, проволоки для организации дистанционных взрывов, а самое главное, нет ярких лидеров, которые могли сплотить вокруг себя остатки моджахеддов. Несмотря на то что положение в стане чеченских полевых командиров критическое, с большой долей вероятности можно предположить, что их лидеров федеральные силы все равно не поймают. Дело не в том, что боевики быстрее передвигаются по горам. Просто они пользуются и будут продолжать пользоваться поддержкой значительной части жителей республики. Пока она существует, шансы поймать Басаева, Масхадова и других полевых командиров минимальны.
Предложение генерала Трошева объявить премию за информацию, которая приведет к поимке лидеров боевиков, не лишено смысла. Многие "мирные" жители Чечни активно подрабатывают на боевиков, за отдельную плату совершая разного рода преступления. На подрыве фугаса можно заработать $200. Наиболее высоко оценивается сбитая авиатехника. Здесь можно получить от $1500 и выше. Жители Чечни, судя по частоте терактов, организуемых в республике, не брезгуют таким заработком. Так что идея заставить жителей Чечни работать на федералов, подкрепив их помощь долларом, представляется плодотворной. Вся загвоздка в том, что обещанный миллион долларов до сих пор не собран.
И, что не менее существенно, десантники, работающие в Чечне, утверждают, что давно могли бы взять Басаева и Масхадова, если бы командование было уверено в необходимости этой акции. Видимо, стремлением преодолеть сомнения армейского руководства и обусловлены предложения Трошева. "