"В начале следующего года в России будет учреждена компания с беспрецедентным для страны уставным капиталом в 1 трлн руб. Это ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) , создание которого - одна из целей, обозначенных в "Плане первоочередных мероприятий" по реформе МПС. Этот документ скоро поступит из правительства в министерства и уже имеется в распоряжении "Ведомостей".
Главная проблема, которую предстоит решить на первом этапе реформы, - как с минимальными потерями передать имущество железнодорожных ГУП в собственность новой компании. Еще на этапе внесения концепции в правительство замминистра экономразвития Андрей Шаронов делился с "Ведомостями" сомнениями по этому поводу: "Предстоит провести много кропотливой технической работы, чтобы все имущество МПС попало именно в ОАО "РЖД", а не куда-то еще".
При условии, что эта задача будет решена, громадный размер уставного капитала ОАО "РЖД" будет объясним. Но поражать воображение он не перестанет. Уставный капитал РАО ЕЭС составляет "всего" 21,5 млрд руб. , а "Газпрома" - 225,7 млрд руб.
Чтобы передать имущество в ОАО "РЖД", нужно будет внести серьезные изменения в приватизационное законодательство, которое сегодня категорически запрещает приватизацию железнодорожного транспорта. Проекты всех необходимых для этого указов и законов, в том числе закона "Об особенностях приватизации на федеральном железнодорожном транспорте", по плану должны быть готовы до конца октября 2001 г. А ОАО "РЖД" планируется создать в течение двух месяцев после того, как все необходимые законы будут приняты.
Но первым делом, как водится, должна быть создана комиссия, которая будет следить за ходом реформы. Это запланировано на июнь. В комиссию войдут представители МПС, Минэкономразвития, МАПа, Минимущества и Минобороны.
До конца месяца должен быть выполнен еще один пункт плана - реструктуризация кредиторской задолженности железнодорожных предприятий. По данным Arthur Andersen, она составляет 74,4 млрд руб. , из них 18,7 млрд руб. - задолженность перед бюджетом. "Никакого списания долгов не будет, - говорит начальник департамента реформирования МПС Павел Чичагов. - Просто ОАО "РЖД" становится правопреемником всех долгов ГУП, и в этом смысле мы должны максимально сократить "кредиторку" и заодно ее проинвентаризировать".
Уже в результате этой инвентаризации "некоторое количество долгов может просто отпасть, потому что если директора ГУП зарабатывали на нелегитимных схемах, то предъявлять эти долги компании ОАО "РЖД" они просто побоятся", говорит Михаил Хазин, директор по развитию консалтинговой компании "Современные бизнес-технологии", участвовавшей в разработке плана реформы МПС.
А вот выводить активы директорам ГУП никто сейчас не мешает, говорит Хазин. У них для этого есть и время, и возможности.
Начальник департамента транспорта Минимущества Александр Бородин уверен, что в РЖД будет передан абсолютно весь бизнес нынешнего МПС. "Сейчас производится полная инвентаризация всего имущества МПС, - говорит Бородин. - Я не видел ни одного подтверждения слухам, что директора ГУПов сейчас вовсю выводят активы". Чиновник Минимущества категорически отверг вероятность сговоров между железнодорожниками и региональными КУГИ, которые следят за их деятельностью.
Если инвентаризация имущества действительно уже идет, Минимущество значительно опережает график. По плану реформаторских мероприятий этот процесс должен начаться параллельно с созданием ОАО "РЖД", а завершиться через месяц после регистрации этой компании.
Не следует думать, что, если у правительства есть расписанный план действий, оно точно знает, что делать с МПС. Например, одновременно с учреждением ОАО "РЖД" должен быть обеспечен "недискриминационный доступ к инфраструктуре" железных дорог. По словам Чичагова, за право лицензировать компании, перевозящие грузы и пассажиров, будут бороться МАП и новое МПС, которое после передачи бизнеса в новую компанию станет регулирующим органом. "