"За год своей работы петербургский парламент прожил две жизни. Одну интересную, а вторую - не очень. Конечно, если смотреть с политической точки зрения. Напомним, что выборы Законодательного собрания третьего созыва прошли 8 декабря 2002 года. Это, как сейчас понятно, были судьбоносные выборы. Именно от состава ЗС-3 зависело, сможет ли губернатор Владимир Яковлев провести поправки к Уставу города, разрешающие ему идти на третий срок, или не сможет. Для проведения соответствующей поправки в городскую конституцию требовалось провести около двух третей лояльных Смольному депутатов. Однако этого не получилось. После выборов политологи подсчитали, что расклад сил остался примерно таким же, как в ЗС-2. Получалось, что сторонников губернатора чуть больше, чем противников вместе с колеблющимися.
Первый этап
На самом деле для Владимира Яковлева все оказалось еще хуже. Буквально на следующий день после избрания свежеиспеченных депутатов начали обрабатывать посланники Центра. Центр у нас - сами знаете где. Им удалось обработать не только колеблющихся, но и считавшихся прогубернаторскими депутатов, затем вошедших во фракции коммунистов и «Спортивная Россия». Главным аргументом стали два постулата. Первый - Яковлева все равно уйдут. Второй - если вы проявите политическую близорукость, вами займутся компетентные в политических конфликтах органы. Что это за органы, вы тоже знаете.
В результате в ЗС-3 сформировалось устойчивое большинство, избравшее спикером Вадима Тюльпанова, сформировавшее самую крупную фракцию «Единой России» и лишившее Владимира Яковлева надежд на переизбрание. Правда, был один упрямый - Юрий Рыдник, пытавшийся бороться с естественным ходом событий. Он собрал всех прояковлевцев в один блок - «Единый город» - и попытался «влиять на процессы». Ну, его и лишили депутатского мандата через суд. И вся любовь... Потом уже был и приезд
Валентины Матвиенко, и перевод губернатора на «повышение» в Москву, и работа над процессом смены власти.
Второй этап
Вторая стадия политической жизни нынешнего городского парламента началась после ухода с питерской политической сцены Владимира Яковлева. По сути, в этот период ЗакС решал единственную, но крайне важную задачу - законодательное и политическое обеспечение плавной смены городской власти. Тогда же начались всяческие смешные и грустные политметаморфозы с целыми фракциями и отдельными депутатами. Главным образом они сводились к одному: бывшие оголтелые яковлевцы страшно полюбили сначала полпреда, а потом кандидата на губернаторский пост Валентину Матвиенко. Причем стойкие антияковлевцы, к примеру, «яблочники» и эспээсовцы, только диву давались.
Депутат Игорь Риммер объяснил товарищам, что он на самом деле никогда не был сторонником конкретно Владимира Яковлева. Он был сторонником исполнительной власти вообще. И останется им до конца. Перед и после губернаторских выборов окончательно сложилась и фракционная структура ЗакСа. В отличие от нового российского парламента она более сбалансирована и представляет весь спектр политических пристрастий жителей северной столицы. Есть две фракции либералов - СПС и «Яблоко». Есть сильный и многочисленный центр - «Единая Россия». Плюс ее союзники - «Российская партия жизни», «Спортивная Россия» и фракция «Мариинская». Есть и левые - фракция КПРФ-НПСР. Говорят, последние собираются стать городским филиалом федерального блока «Родина».
Третий этап
Несмотря на политическую пестроту, в общем и целом городской парламент сейчас придерживается одной магистральной линии - конструктивного сотрудничества со Смольным. А после показательного в смысле гибкости позиций парламентариев принятия бюджета-2004 политжизнь в стенах Мариинского, особенно в период думских выборов, заметно стихла. И хотя законотворческий процесс не остановился, есть мнение, что до января следующего года никаких судьбоносных политических решений ЗакС не примет. Тем более что Мариинский дворец покидают сильные фигуры. Ушел работать в Смольный Сергей Тарасов. Уедет в Москву избранный в Думу по списку «Родины» Юрий Савельев. Политические расклады внутри ЗС-3 после думских выборов должны измениться.
Именно из-за думской избирательной кампании мариинцы не смогли выбрать второго заместителя спикеру Вадиму Тюльпанову. Депутаты рассмотрели на этот пост кандидатуру главы фракции «Мариинская» Сергея Анденко, но необходимого количества сторонников он не набрал. Этот вопрос, как и многие другие спорные, отложили до января. До Нового года городской парламент проведет всего два заседания - сегодня и через неделю. Депутаты проголосовали за рождественские каникулы для себя с 30 декабря 2003 по 9 января 2004 года.
В следующем году Собрание должно будет политически структурироваться окончательно. 14 марта пройдут президентские выборы - последний политический катаклизм, способный хоть как-то повлиять на политориентацию народных избранников. После него питерский ЗакС ждет довольно скучная для публики жизнь. Скорее всего, по примеру большого брата - Государственной Думы - он превратится в филиал исполнительной власти. В нашем случае - Смольного. Хотя традиции петербургского либерализма и общедемократическая ориентация наших парламентариев будут изредка напоминать нам о том, что такое вторая ветвь власти. Но очень редко.
100 законов к 1 января
Чуть больше года существует Законодательное собрание третьего созыва. Помимо политических метаморфоз, переживаемых народными избранниками как из-за специфики их профессии, так и из-за смены высшей городской власти, пришедшей как раз на первый год их работы, депутаты занимались и своими прямыми обязанностями - законотворчеством.
Делить деятельность городских парламентариев на политическую, экономическую и социальные составляющие - несколько искусственно. Здесь все так тесно переплетено, что непонятно, где кончается одно и начинается другое. Простой пример - существование депутатской поправки.
Напомним, что это часть бюджета (в бюджете-2004 примерно 40 миллионов рублей на брата), которую каждый заксовец может потратить на нужды своего округа. Здесь есть все - и политика, и экономика, и социальная составляющая! и даже психология. Политика - потому что власть исполнительная может с помощью поправки влиять на политическое поведение депутатов. Если кто-то из них начнет вести себя неправильно, ему могут прекратить финансирование расходов по поправке. В то же время денежная обработка избирателей в течение четырех лет ставит в заранее выигрышное положение депутата ЗакС на следующих выборах. Он может показать конкретные объекты и людей, которым помог за время своей работы депутатом, а конкуренты не могут. Тем более что депутат тратит не свои деньги, а бюджетные. Фактически - деньги избирателей. Понятно, что распределение денег - это и экономика, и «социалка». Поправка в первую очередь направляется на социальные нужды - ремонт школ, помощь детсадам и прочее. А с психологической точки зрения, тут вообще все ясно. Человек ощущает нужность, все у него чего-то просят, он как бы кому-то помогает, в общем, оправдывает свое существование на Земле. Пусть и за чужой счет.
То же самое и в законотворческой деятельности. Конечный результат здесь рождается из сплетения многочисленных интересов, компромиссов, давлении с разных сторон, разговоров в курилках, случайностей. Поэтому идеальных законов, как и отлаженного механизма законотворчества, не может быть в принципе. Весь вопрос в том, примешивается ли такой ингредиент, как интересы петербуржцев, в блюдо под названием «законы», или под этим соусом подаются неудобоваримые для горожан продукты.
Рождение законов - процесс, в корне отличающийся от процесса рождения детей (смотри таблицу). Тут вообще все наоборот. Беременность - почти всегда сюрприз. Либо приятный, либо нет. Проект закона - результат долгой подготовительной работы. В отличие от человека, понять, когда зачали закон, совершенно невозможно. Да и отцов у него обычно больше, чем один. А матерей вообще - все Собрание. Беременность должна проходить в тихой и благожелательной обстановке, будущую мать окружают заботой и вниманием. Будущий закон, наоборот, мочалят со всех сторон. Обсуждают, дописывают, вычеркивают, спорят из-за запятых. Вокруг ходят посторонние и пытаются повлиять на содержание. А уж про процесс рождения и говорить нечего. Представляете, что было бы, если бы ребенка рожали в трех чтениях?! Причем на первом он бы выглядел голубоглазым блондином, на втором - курчавым негритенком, а на третьем - вообще девочкой. Причем чужой.
А главное - никакой благоприятной атмосферы и условий. Работать приходится в жуткой обстановке. Избиратели вечно ноют, лоббисты пристают, исполнительная власть давит, коллеги о горожанах не думают, телефоны звонят, проблем меньше не становится. То есть, если где-то их убавляется, в другом месте тут же прибавляется.
Например, основным отличием ЗС-3 от ЗС-2, в плане законотворчества, стало изменение общеполитической атмосферы. Если в прошлом Собрании всю депутатскую деятельность рассматривали с точки зрения борьбы сторонников Владимира Яковлева и его противников внутри Мариинского дворца, то в нынешнем царит показательное единение в лояльности к новой городской власти. Тут еще неизвестно, что лучше. Если парламент встречает в штыки все начинания исполнительной власти только потому, что она ему не нравится, - плохо. Но и если законодательная власть превращается в штамповочный цех для законов, написанных властью исполнительной, - еще хуже. Есть мнение, что наш ЗакС находится в поиске золотой середины между этими двумя вечными выборами. Пока Смольному дается полный карт-бланш, и никаких публичных трений между парламентом и городским правительством не возникает. Но губернаторству Валентины Матвиенко нет еще и ста дней, и ей многое прощается просто «на первый раз». А вот что будет, когда «медовый месяц» двух ветвей власти закончится, - еще не известно.
Смольный, очевидно, пытается превратить питерский ЗакС в ручной парламент. Валентина Ивановна публично обещала «поправить депутатов, которые еще живут старыми привычками противостояния между ветвями власти». Депутаты пока молчат, и лишь некоторые из них высказывают недоумение в отдельных случаях. Есть и попытки сопротивления. Правда, они не касаются важных для губернатора и принципиальных для города вопросов. Но депутаты уже в начале демонстративно прокатили назначение Людмилы Косткиной на пост социального вице-губернатора, не разрешили Смольному единолично устанавливать размер квартплаты и бьются за право голоса при раздаче земельных участков под строительство. Но это - бои местного значения. В главном Смольный пока выигрывает.
Яркий пример двусмысленности нынешнего положения ЗС-3: процесс принятия главного закона года - городского бюджета на 2004 год. «МК» в Питере» подробно писал об этом, поэтому напомню главное. Бюджет был написан еще старой администрацией, и обе ветви власти признавали, что он плохой. Однако переписывать его новая команда не стала, и Валентина Матвиенко порекомендовала депутатам его принять, пообещав внести коррективы по ходу дела. Парламентарии как один раскритиковали проект бюджета-2004 в пух и прах и так же единодушно... его приняли.
«Конструктивное сотрудничество», спад напряжения в отношениях двух ветвей власти положительно сказались на производительности труда народных избранников. Если ее измерять в голых числах, без учета качества, важности и подготовительной работы, то можно сказать, что интенсивность труда ЗС-3 по сравнению с ЗС-2 выросла в разы. Например, за весь 2002 год Собранием было принято 40 полноценных законов, то есть законодательных актов, прошедших все три чтения, подписанных губернатором и вступивших в силу. За 2003 год, который, как известно, еще не кончился, таких документов набралось уже 100! Если учесть, что почти весь этот год депутаты отвлекались то на деление должностей внутри Собрания, то на процесс смены городской власти, то на выборы в Госдуму, показатель, можно сказать, стахановский. И хотя количество в законотворчестве - не критерий, увеличение объемов выпускаемой депутатами продукции налицо."