Оправдательный приговор после убийства главных свидетелей
"В городском суде Петербурга развалилось громкое дело так называемой банды Игоря Сбитнева, которая подозревалась в причастности к серии заказных убийств и покушений. В том числе в попытке устранения Михаила Ошерова (советника председателя Госдумы Геннадия Селезнева) и авторитетного предпринимателя Руслана Коляка. В итоге Сбитнев и двое его подельников были освобождены из-под стражи прямо в зале суда. Трое других подсудимых получили незначительные сроки за менее значимые правонарушения.
На скамье подсудимых шесть человек. Обвиняемый в организации и руководстве бандой киллеров Игорь Сбитнев и его товарищи: Максим Хомылев, Дмитрий Антипов, Константин Курганский, Дмитрий Редкин и Виктор Дуданов. Помимо прочего им вменялось два эпизода покушения на убийство. Самое известное - покушение на советника спикера Госдумы Михаила Ошерова. Нападение на него было совершено 16 октября 1998 года в полдень. На лестничной площадке дома 52 по набережной канала Грибоедова неустановленные, как теперь выяснилось, лица в упор выстрелили Ошерову в голову. Пуля попала в левый глаз, полностью разрушив глазное яблоко, повредив мозг и кости черепа. Советник на всю жизнь остался инвалидом и почти ослеп. На месте происшествия нашли газовый пистолет ИЖ, переделанный под стрельбу боевыми патронами. По версии обвинения, стрелял Александр Сериков, член группы Сбитнева. Следствие полагало, что Сбитнев получил заказ на устранение Ошерова и поручил его исполнение Серикову.
Выйти на след Серикова, Сбитнева и других удалось благодаря Виктору Маркову, более известному как Марчелло, - он, как считали в прокуратуре, также входил в группу Сбитнева.
Марчелло активно сотрудничал со следствием и оставался на свободе до октября прошлого года, пока его не убили. «Сбитнев давал указание членам своей банды о совершении убийств Ошерова, Цепова, Коляка» - вот строки из показаний Маркова. Он же и назвал Игоря Сбитнева как «бригадира группы, входящей в тамбовское преступное сообщество». Один из подозреваемых в убийстве Маркова - спортсмен-легкоатлет Александр Шехтель - был оправдан, другой - Вадим Яковлев по прозвищу Флинт - находится в федеральном розыске.
Предполагаемый исполнитель покушения на Ошерова - Сериков - тоже не смог прояснить следствию картину происшедшего - летом 2001 года при загадочных обстоятельствах он сгорел в сауне. Марков и Сериков были единственными, кто мог бы дать серьезные показания на Сбитнева.
А так на суде Сбитнев и его подельники объясняли, что Марков наркоман и оговорил всех по указанию известного петербургского авторитета Руслана Коляка. Кстати, покушение на Коляка - второй эпизод, который вменялся Сбитневу и его команде. 28 октября 2001 года в Санкт-Петербурге на Большой Озерной улице, дом 84, где располагается баня, в которой Коляк обычно отдыхал с девушками, несколько человек обстреляли Коляка из автомата Калашникова и пистолета «Беретта». Он был ранен и госпитализирован в Военно-медицинскую академию. После выписки из больницы Коляк лично возглавил поиски своих врагов. Он нашел брошенный ВАЗ-2109, на котором приехали киллеры, и выяснил, что машина была угнана со стоянки. Затем Коляк нашел и угонщиков, которые вывели его на Виктора Маркова. Марчелло якобы заказал им за 600 долларов угнать автомобиль и оставить его неподалеку от гостиницы «Карелия».
Коляк заставил Маркова сдаться милиции и рассказать все о банде Сбитнева. Летом этого года Коляка застрелили в Ялте.
Судья Владимир Каширин, рассматривавший это дело в течение двух лет, посчитал, что доказательства, собранные сотрудниками прокуратуры, подтверждения не нашли.
По его мнению, вся доказательная база построена на показаниях Виктора Маркова и Руслана Коляка, которых уже нет в живых. Сбитнев заявил на суде, что он стал жертвой интриг Руслана Коляка. «Он предлагал мне невыгодные коммерческие проекты, оказывал на меня давление и угрожал неприятностями в случае моего отказа. Я даже был вынужден обратиться в милицию, чтобы защитить себя и свой бизнес», - утверждал Сбитнев.
Надо сказать, что во время процесса он вел себя весьма уверенно. Перед приговором Сбитнев, проходя под конвоем мимо журналистов, громко крикнул фотографам: «Хватит там щелкать! Я сейчас пощелкаю!» Однако после приговора Сбитнев был уже в другом настроении.
Суд оправдал всех по обвинениям в покушениях на убийства, создании, руководстве и участии в организованной банде. Реальное наказание было назначено Виктору Дуданову, который, как полагало следствие, изготавливал для команды Сбитнева глушители для пистолетов, а также конструировал оружие, за что и получил прозвище Кулибин. Во время обыска у него дома были найдены заготовки для изготовления оружия, а также специфический инструмент. Однако суд посчитал это недостаточным для подтверждения факта изготовления оружия. В момент задержания при нем был пистолет ТТ, за что он и получил два года лишения свободы в колонии-поселении. Угонщик Антипов отправится на три года в колонию-поселение, а его партнер Дмитрий Редкин с учетом положительных характеристик и наличия малолетнего ребенка получил три года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.
Хомылев, Сбитнев и Курганский освобождены в зале суда. Пока оправданные проходили необходимые формальности в караульном помещении, к зданию горсуда подъехали с десяток иномарок с молодыми людьми спортивного телосложения. После трогательных объятий и поздравлений Сбитнев и его товарищи сели в машины и укатили в ресторан отмечать освобождение.
«Мне надо обдумать приговор», - единственное, что мог сказать корреспонденту «Газеты» поддерживающий обвинение прокурор Алексей Бундин. "