В одном из своих первых предвыборных интервью заместитель генерального директора ОАО «Первый канал» Марат Гельман, известный в кремлевских кругах как автор и идейный вдохновитель предвыборного проекта под названием «блок Глазьева— Рогозина», так охарактеризовал итоги голосования: «Первая сенсация нынешних выборов — падение коммунистов. И тут нам есть, чем гордиться, потому что мы над этой темой работали начиная с 1996 года. Мне передавали слова Зюганова: «Мы проиграли не «Единой России», а Первому каналу». Так что можно сказать, что у нас сегодня именины...»
"Дезориентация избирателей
Прошедшую избирательную кампанию в Государственную думу многие эксперты уже окрестили как «психологическую войну на истребление КПРФ». А также самого Г.А.Зюганова как единственного альтернативного Путину кандидата в президенты. Действительно, в условиях, когда уже в ночь после выборов «Единая Россия» и «Родина» объявили о том, что поддерживают кандидатуру Путина на стартующих в среду, 10 декабря, президентских выборах, ясен стал весь смысл операции по расколу левопатриотического электората с помощью «Родины» и других партий-обманок от АПР и Партии пенсионеров до «двух спикеров в одном флаконе».
Из фокуса общественного внимания прошедшей избирательной кампании самыми массовыми СМИ — телевидением и радио — были выведены центральные вопросы национальной повестки дня. А именно. Исчезла трагедия русской, российской нации в условиях демографической катастрофы. Исчезли вопросы выживания десятков миллионов россиян, живущих ниже прожиточного минимума. Исчезли проблемы поиска внутренних ресурсов для модернизации страны и обеспечения ее конкурентоспособности перед лицом нарастающих внешних угроз. Исчезли данные о духовно-нравственной деградации населения.
Вместо обсуждения путей решения этих ключевых для выживания страны проблем обществу внушались всевозможные ложные стереотипы. Использовались приемы психологического давления, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию самой способности избирателя логически мыслить и рационально оценивать обстановку.
Главные направления «психвойны»
Сегодня уже можно каталогизировать основные кампании, развернутые против КПРФ и Г.А.Зюганова в ходе прошедших думских выборов. Уже в выборную ночь разного рода политологи хвалили «значимую роль государственных и прогосударственных СМИ — именно им удалось связать КПРФ с Березовским, а главного спонсора Компартии Виктора Видьманова с чеченскими боевиками — что стоило ей, как минимум, трети голосов». Какой потери голосов «стоила» КПРФ та или иная кампания, об этом ниже. А пока перечень основных операций и масштабных акций партии власти против КПРФ.
1. Операция «Глазьев». Велась по нескольким направлениям. Здесь и «раскручивание» по ТВ позитивного образа Глазьева в пику «устаревшему»-де Зюганову; распространение в столицах наклеек «Голосуйте за настоящего коммуниста» с перечеркнутым фото Г.Зюганова и представленным в роли «настоящего коммуниста» членом «Партии Российских регионов» С.Глазьевым; обвинения КПРФ в нежелании объединяться с умолчанием того, что КПРФ давно и не раз предлагала члену своей фракции Глазьеву место в «тройке» предвыборного списка, но тот его отвергал, и т.п.
2. Операция «партии-живопырки», задачей которых, в частности, было политически «продавать от себя» отдельные лозунги КПРФ. Этим занимались порядка десяти так называемых партий и блоков. Помимо «Родины», здесь активно подвизались Партия пенсионеров, АПР, селезневско-мироновский блок и др.
3. Операция «КПРФ и олигархи». В ее рамках осуществлялись спецпроекты как на федеральных телеканалах, так и в региональных СМИ, где отрабатывались связки-внушения: «КПРФ и Березовский», «КПРФ и Ходорковский». Причем активно использовался широкий арсенал спецсредств — от постановочных «пикетов КПРФ в защиту Березовского» до «стука» депутата Маевского, самочинно посетившего Березовского.
4. Операция «Миллионеры в списках КПРФ». Всевозможные клоны партии власти, сосредоточившие, по данным ЦИК, на своих предвыборных счетах почти миллиард долларов, активно лили слезы по поводу связей КПРФ с бизнесменами, которых в списке Компартии было гораздо меньше, чем всех остальных блоков.
5. Операция «Коллективный Геббельс». В течение года Караулов, Сванидзе и их подголоски показывали лживые телесюжеты и внушали избирателям всевозможное вранье. Про «гостиницу Зюганова на Кубе», «лесоперерабатывающий завод Зюганова в Иордании», «строительство при содействии Зюганова скотомогильника на берегу водохранилища», «счетах на Кипре», «загубленный коммунистами АН-70», «захват Зюгановым 4 гектаров заповедных земель в тургеневском заповеднике», сказки о «загубленной природной ренте», против которой якобы голосовали коммунисты, и др.
6. Операция по дискредитации Зюганова. Здесь в ход пущено все: от музея-пасквиля Зюганова до тиражирования утверждений об «устарелости Зюганова» и телевизионных «круглых столов» с участием исключенных из КПРФ лиц, которые внушали, будто Зюганов уже не лидер Компартии.
7. Операция «рейтинговый прессинг», распространение «нужных» и правильных социологических данных, проведение фальшивых «праймериз» с целью внушения нужного результата.
8. Операция «гнев ветеранов». Организация перед телекамерами фальшивых митингов и демонстраций с осуждением КПРФ и Г.Зюганова.
9. Операция по дискредитации «красных губернаторов». В меню был не только поиск коммунальных огрехов у губернатора Стародубцева и разговоры о служебной квартире губернатора Тихонова. Сюда был включен и краснодарский «подарок» кубанского губернатора Ткачева — конфликт с Украиной вокруг острова коса Тузла.
10. Операция «Двойники». Здесь, помимо кандидатов в депутаты Светланы КПРФ и Сергея КПРФ, тиражировавших по региональным ТВ антикоммунистические и антизюгановские клипы, организован был выпуск подложной «Правды», прославлявшей С.Глазьева. Тут же и фальшивые брошюры с ответами Зюганова, фальшивые листовки с итогами голосования фракции КПРФ и др.
11. Операция «Видьманов», с целью внушения ложных утверждений о воровстве «Росагропромстроем» для КПРФ бюджетных средств.
12. Операция «Связь КПРФ с чеченскими террористами». Издание специальной книги «Господа с гексогеном». В этом же ряду и роскошная книга якобы курского аспиранта, изданная к десятилетию КПРФ, — «Новейшая история КПРФ» с фотомонтажами, перепечатки из которой активно тиражировали региональные СМИ.
13. Психологическое давление на оппозицию. Здесь использовались все методы. От судебного беспредела до провокаций в залах во время встреч Зюганова с избирателями, от милицейских «наездов» на агитгруппы КПРФ до избиения активистов КПРФ.
14. Операция «Психснаряд Жириновский». Использование лидера ЛДПР для прямых атак и оскорблений КПРФ и Зюганова.
15. Операция «Семигин и пятая колонна внутри КПРФ».
И это далеко не все. Волны СМИ, нахлестываясь одна на другую, несли еще и многие десятки других технологий-многоходовок, целью которых было все то же — «гашение» образа КПРФ, служившего морально-политическим ориентиром для десятков миллионов избирателей Компартии.
Взятые по отдельности, подобные разоблачении КПРФ, как показали мониторинговые опросы ЦИПКР, проводившиеся в течение 2003 года, оставались малоэффективными. Однако сведенные в систему они в конечном итоге (ко второй декаде октября) смогли разъесть социально-политическую базу КПРФ. Они внесли в базовый электорат смуту. Пусть на недолгий, но решающий момент.
Телевизионный «расстрел» КПРФ
В ходе телевизионной войны против КПРФ, как показывает контент-анализ телепередач, использовались следующие технологии и приемы. Например, психологическое давление: многократное повторение одних и тех же ложных тезисов, ссылки на авторитеты в сочетании с различными спекуляциями, манипуляция цифрами и фактами для создания видимости объективности, тенденциозный подбор видеоматериала с упором на эффект драматизирующего воздействия. Здесь же и приемы незаметного психологического воздействия через позитивные репортажи о подвигах Шойгу и Грызлова, воспевание Глазьева на фоне «мочиловки» КПРФ и Зюганова. Тут же и приемы телепропаганды, основанные на искажении законов логики: например, внушение, что КПРФ защищает олигархов, хотя предвыборная платформа партии предусматривает именно экономическую ликвидацию олигархии как класса.
Телеканал «Россия» в выборную ночь несколько раз внушал избирателям: «Это в двадцатом веке важнейшим из искусств было кино. А теперь — телешоу, которое продолжается». Итак, какую роль сыграли в выборной кампании эти самые «телешоу».
Здесь показательны материалы информационно-аналитической организации «Медиалогия», предоставляющие качественную характеристику статистических данных относительно упоминаний политических партий в СМИ, и в том числе — на ТВ.
Предельно откровенны здесь показатели «качества», т.е. эмоциональной окрашенности, сообщений о КПРФ, с одной стороны, а также о «Единой России» и «Родине», с другой, — взятые практически за весь период официальной избирательной кампании (гр.1. и табл.1)
Очевидно, что не только «ЕР», но и блоку Глазьева была дана «зеленая улица» исключительно позитивных и все более массированных информационных характеристик.
Компартия же вообще не была вписана хоть в какой-нибудь контекст положительных оценок СМИ. Наоборот: ей с железным упорством буквально перекрывали «информационный кислород» и на телевидении, и в печати, опуская до предельных отрицательных показателей, которые и превратили образ КПРФ в одно сплошное черное, отталкивающее пятно.
Ставка на тотальную растерянность
Надо заметить, что наш Центр исследований политической культуры России еще в середине 90-х выявил в российском электорате довольно обширную зону так называемого плавающего электората, тех, кто особенно легко внушаем телевидением. Тогда она составляла 16—18 процентов избирателей. Сегодня ее масштаб достиг до 25—28 процентов электората. Они- то и стали объектом разного рода технологий. Судя по всему, специалисты спецслужб по ведению психологической войны на территории противника — из числа так называемых патриотов в погонах в окружении Путина — вовсю отработали на КПРФ и собственном народе свои знания и умения. Вместо того чтобы «мочить» террористов, репрессивный аппарат и его оперативные и информационно-аналитические подразделения работали на изничтожение патриотической оппозиции, коммунистов.
В частности, политтехнологические проекты позволили за счет партий, которые не набрали 5 процентов голосов, «слить» в пользу «Единой России» почти половину традиционных левых голосов. Здесь и «проект Аграрной партии России», которая «съела» у КПРФ и отдала на перераспределение на пользу «Единой России» почти 4 процента голосов. Здесь и Партия пенсионеров (увела 3,4 процента голосов). Здесь и селезневский блок «ПВР+ПЖ», который лишил Компартию 2 процентов голосов. А также прочие мифические организации типа «Русь» или «Великая Россия — евразийский союз», «За Русь Святую» и др.
Ставка делалась на дезориентацию огромного массива избирателей. В 1999 году только каждый седьмой россиянин определялся в выборе за день-два до голосования или непосредственно у урны. В декабре 2003 года такой чисто рефлекторный, бездумный выбор совершил уже каждый пятый-четвертый избиратель (табл.2).
В целом поставлен рекорд: почти 42 процента лиц, проголосовавших 7 декабря, сделали свой выбор в последний месяц кампании. В 1999 году, когда Березовский изобрел «Единство» и усиленно «раскручивал» его против ОВР, таких «переменчивых» избирателей было лишь 37 процентов.
Долговечен ли рейтинговый пузырь?
Понятно, что воздействие приемов психологической войны недолговечно. Все помнят, как рейтинг Ельцина, сжавшийся к исходу 1995 года до 6—7 процентов, а затем надутый к июлю 1996 года до 50 процентов, спустя два месяца опять скукожился до 8—10 процентов избирательских симпатий. Все вернулось «на круги своя». Тем не менее «семья» получила формальный мандат еще четыре года измываться над страной, доведя ее до дефолта и новой кавказской войны. А затем благодаря взрывам домов и второй чеченской войне партии власти удалось организовать успешную операцию «Путин как преемник».
Сегодня все практически повторилось. Как показали данные опроса, проведенного ЦИПКР в день голосования, 7 декабря (на базе репрезентативной выборки в 1500 респондентов в 28 регионах страны), почти 60 процентов избирателей, заявивших, что проголосовали за «Единую Россию», на вопрос: «Вы твердо уверены, что поддерживаете именно ту партию, которая способна улучшить жизнь людей?» — ответили: «Не совсем, но есть надежда» или: «Нет, это, конечно, не лучший выбор, но другого не было». Кстати, в электорате ЛДПР такого мнения придерживаются четверо из каждых пяти проголосовавших, а в электорате «Родины» двое из каждых трех избирателей.
Ближайшие полгода покажут, когда лопнет эта политтехнологическая оболочка «мыльного рейтингового пузыря», создание которой, похоже, обошлось партии власти не дешевле победы в 1996 году. Хотя не менее ясно и другое: на ее консервацию заново будет брошен колоссальный потенциал.
Сергей ВАСИЛЬЦОВ, доктор исторических наук, директор Центра исследований
политической культуры