Целый месяц вся Москва обсуждает громкий скандал: может ли знаменитый театр играть спектакль на свадьбе состоятельного политика?
"...Про эту свадьбу взахлеб написали почти все российские газеты. Размах, с которым женился вице-спикер Московской городской Думы Олег Бочаров, потрясал своими роскошью и наглостью. Вот краткий перечень удовольствий, выловленных из десятка статей на эту тему.
Для торжества был арендован театр «Эрмитаж» с примыкающим к нему элитным клубом «Парижская жизнь». Фойе задрапировали белым шелком и убрали живыми цветами. Невеста вместо традиционной фаты и платья эпатировала публику ниспадающим на плечи беретом, брюками и песцовым манто. Жених подарил молодой звезду. А гостям (и это, пожалуй, было самым ужасным во всей истории!) - спектакль «Женитьба», который в честь новобрачных сыграли ведущие актеры Театра имени В. В. Маяковского. Спектакль то и дело прерывался пьяными воплями и шумом катающихся по проходу бутылок. Финальную сцену молодожены, вытряхнув из театральных костюмов актеров, доиграли сами, а жених, подменив Игоря Костолевского, выпрыгнул на сцену из окна... Коллектив трясет, актеры в шоке, звезда «Маяковки» Евгения Симонова, как сообщают газеты, со скандалом уходит, а художественный руководитель театра Сергей Арцибашев тщетно пытается ее остановить...
Профессиональная солидарность - вещь знаковая. По правде говоря, мы были готовы присоединиться к общему хору и поставить на место зарвавшегося политика. И присоединились бы, кабы не старинная привычка встречаться со всеми героями и тщательно перепроверять каждое слово.
На самом деле только один факт из всех вышеперечисленных является стопроцентно подлинным: 12 ноября 2003 года вице-спикер Московской городской Думы Олег Бочаров женился на начинающей актрисе и модели, обладательнице титула «Мисс Овация-2000» Марии Григорьевой. И событие сие действительно отмечал в театре «Эрмитаж».
Действующие лица и исполнители
Итак, Олег Бочаров: импозантный шатен 35 лет, выпускник МАИ, до прихода в политику - заместитель директора Московской службы спасения. Отец двоих детей. Член множества думских комиссий и автор знаменитого московского «Закона о тишине», после чего его страстно полюбили бабушки-пенсионерки и люто возненавидели владельцы орущих по ночам автомашин. Связи с криминалом? Самые непосредственные - будучи председателем комиссии по законности и безопасности, сыграл роль колхозного бандита в фильме Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!», чем сильно подмочил свою репутацию. То есть сыграл-то хорошо, но теперь журналисты невольно совмещают художественный образ с реальностью.
Сергей Арцибашев - известная в театральном мире фигура, главный режиссер Театра на Покровке, с недавних пор художественный руководитель «Маяковки». Мастер, которых в Москве немного.
Спектакль «Женитьба» - лауреат Государственной премии, собравший звезд первой величины. В нем играют сплошь знаменитые и заслуженные: Светлана Немоляева, Александр Лазарев, Евгения Симонова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов.
В чем их всех упрекают?
Жениха - в непозволительном шике со всеми вытекающими отсюда намеками. В барстве: не в XIX, чай, живем веке, чтобы народные артисты развлекали господ.
Режиссера - в том, что подставил свой театр, заставив его сыграть на свадьбе у политика.
Актеров - в дискредитации высокого морального титула, которым их наградили зрители.
На кого именно был направлен удар? Это вопрос.
Сколько стоит имидж?
Выяснить доподлинно, что происходило 12 ноября в театре «Эрмитаж», почти невозможно: актеры шарахаются от журналистов, как от прокаженных. Собранная по крупицам картина в общих чертах выглядит так: артистам «Маяковки» было объявлено об обычном выездном спектакле, который и прошел как обычный выездной спектакль за тем лишь исключением, что начался на 40 минут позже из-за того, что самые главные зрители - молодожены - попали в пробку. После представления актеры получили свои цветы и откланялись. Униженными и оскорбленными они почувствовали себя после первых газетных публикаций, когда им разжевали, как и чем именно их унизили.
- Пишут, что нас использовали как крепостных. Это в советской жизни мы были крепостными, когда 7 ноября в холод и стужу бесплатно выступали на площадках, и попробуй отказаться! - сказала в телефонном интервью любимая всеми артистка Светлана Немоляева. - В том, что мы сыграли на свадьбе, я не вижу никакого криминала - все было, как обычно: аплодисменты, цветы, почтение. Мы же не бесплатно выступали! Если бы этот депутат Бочаров позвал певцов и они бы спели под свою фонограмму - ни одна бы газета не написала! Но Бочаров любит театр. Ну пусть тогда «Комсомольская правда» даст театру денег, если журналисты против, что мы зарабатываем выездными спектаклями. Вы зайдите в театр и поинтересуйтесь, какие у нас оклады...
Я зашла и поинтересовалась. Вот сколько платит государство народным и заслуженным: Лазарев, Немоляева и Гундарева получают по 5688 рублей, Костолевский, Виторган, Симонова и Филиппов - 5171, Галина Беляева - 3986, молоденькие артистки - вообще по 2200. Поэтому глупая реклама, низкопробные телесериалы, антрепризы без костюмов и декораций, за которые им бывает стыдно точно так же, как и зрителям, для них единственный способ поддержать свой благополучный имидж.
Да, но всякую ли за это благополучие следует платить цену?
- Мы сразу решили, что в свадьбе не участвуем. Но если бы во время сценического действа по проходу катались бутылки из-под шампанского, а уж тем более если бы жених, невеста и гости возжелали вторгнуться в ткань гоголевской комедии, я бы сам остановил спектакль! - заявил при встрече Сергей Арцибашев. - Моя оплошность заключается в том, что я не сказал артистам, где именно мы будем играть. Собирался сказать, но в закрутке забыл... В самом театре происходят случаи гораздо более возмутительные. Объявляется, например: выключите, пожалуйста, мобильные телефоны. И всегда находятся те, кто этого не делает. Мало того - разговаривают по телефону во время спектакля! Это возмущает артистов гораздо больше, чем тот факт, что они играют на свадьбе. Нас упрекают в том, что мы с высокого морального пьедестала спустились до развлечения публики. Но «Женитьба» - спектакль высокого художественного уровня, там не раздеваются и не пляшут, и если у гостей остались художественные впечатления, я был бы только рад. Мы не озолотились, кстати, а просто дополнительно заработали, не больше, чем обычно. 75 тысяч - если быть точным.
- Чего?
- Рублей, - удивился Сергей Арцибашев. - А что, где-то за спектакль дают больше?
Эта сумма, к сведению, делится на 23 артистов, гримеров и костюмеров, а также на перевозку и установку декораций.
Бухгалтерия одной свадьбы
Давайте сразу отделим мух от котлет и разведем по углам два повода для скандала. Первый: в какую сумму семье Бочаровых обошлось это торжество? И второй: насколько общество унижает тот факт, что народные артисты развлекают депутатов?
В газетах написали, что свадьба стоила депутату 70 тысяч долларов. В агентстве «Праздник», которое занимается устройством подобного рода торжеств, эту цифру спустили в несколько раз. Считаем: декорирование зала белой тканью тянет долларов на 500, фуршет (из расчета 60 долларов на человека) - 7200, аренда лимузина - 150, самый дорогой букет невесты - 70 долларов, самый роскошный свадебный торт - 480 (но на свадьбе Бочаровых торта не было), 4 девочки на скрипочках - 400. (Цыгане и фольклористы обходятся дешевле - всего по 300, а звезды эстрады - 800 долларов и выше. Последнюю цифру на сайте агентства иллюстрирует фотография Андрея Макаревича, но это неправда. Если верить рекламным расценкам этой же фирмы, цена Макаревича - 16 тысяч долларов США.) Звезда «Маруся» - подарок Бочарова новобрачной - стоит 250 долларов и свободно продается в Московском планетарии. Прибавим сюда гонорар за спектакль - 2500 долларов и 2300 - за аренду зала, что мне официально подтвердили в самом театре «Эрмитаж».
Получаем приблизительно 15000 долларов. Не 70 тысяч, конечно, как утверждалось, но тоже прилично. Годовая зарплата вице-спикера Бочарова. Это при условии, что он не ел и не пил, не водил по ресторанам невесту и не помогал своей маме и детям от первого брака. О том, сколько зарабатывает, снимаясь в клипах, его жена Маша и сколько Олегу Бочарову платят в Европе за его лекции, он расскажет там, где об этом будут пристрастно спрашивать. Но общественная мораль была оскорблена совсем не этим.
«Не актеры играли на свадьбе, а свадьба пришла в театр!»
Депутату Бочарову испортили медовый месяц. Он выглядит расстроенным и растерянным и никому не дает интервью. Точнее сказать, его никто об этом не просит. Приговор журналистами уже вынесен - к чему слова?
- Вы можете представить себе режиссеров и актеров, жующих во время спектакля? - спросил он с порога. - В зале сидело много людей из мира искусства. Так сложилось, что моя карьера была тесно связана с театром - я и в домашних спектаклях играл, и вообще, перед тем как пойти в политику, стажировался в одном уездном театре, чтобы преодолеть боязнь большой аудитории. Среди моих друзей нет таких людей, которые будут жевать в театре. Гоша Куценко, правда, он сидел рядом, время от времени постанывал: «Когда я буду ТАК ЖЕ играть?!»
Все было, как обычно: Игорю Костолевскому и Евгении Симоновой подарили охапки цветов.
Дьявол кроется в мелочах: не актеры играли на нашей свадьбе, а наша свадьба пришла в театр! С той лишь разницей, что нам не подходили их театральные залы - один был слишком мал, другой слишком велик. Что плохого в том, что я хотел сделать людям приятное? Лучше было бы пригласить цыган, медведей, попсу и напиться? Более того - из-за того, что зал театра «Эрмитаж» был занят, а артисты «Маяковки» находились в командировках, мы с Машей два раза переписывали заявление в загс! В результате свадьбу пришлось играть не в пятницу, а в среду, что, согласитесь, не очень удобно. Для многих это было подарком, потому что времени пойти в театр ни у кого нет. Спектакль был настоящей жемчужиной, артистов задарили цветами, а они передаривали их нам и не хотели уходить со сцены. Если уж за что нас и следует судить, так за опоздание или за фейерверк - подарок от устроителей, он был позже положенного времени. Друзья надо мной еще посмеялись: я же сам писал Закон о тишине! Кстати, за такой проступок - если чьи-то права были нарушены - с нас бы следовало бы взять штраф...
«Женитьба все-таки состоялась!»
Защищать политика - задача не из благородных. Но вот видеозапись того памятного вечера. Добыть ее оказалось нетрудно - только эта идея почему-то не посетила других наших коллег.
К театру «Эрмитаж» подъезжает белый лимузин. Гости отбивают ладоши и кричат «Ура!» У новоявленной супружеской четы вид глупо-счастливый и смущенный, как у всех молодоженов. «Так вас всех хочется обнять!» - говорит жених, приглашая гостей в зрительный зал. Начинается спектакль. В зале тишина - такая, что слышно, как бьется пламя свечи в руках Евгении Симоновой. Зрители шикают друг на друга, если кто-то, увлекшись, хлопает слишком громко. Актеры выходят на поклоны и кричат Арцибашеву «Браво!» Если не знать контекста ситуации, можно подумать, что главный герой этого вечера не Бочаров, а он.
После «надцати» поклонов и охапок цветов, которые гости подарили артистам, на сцене действительно появляется Мария Григорьева, держа под мышкой портрет своего возлюбленного. И читает то, что можно назвать обычным студенческим капустником, перефразируя монолог невесты из «Женитьбы»: «Если бы к улыбке Виктора Двуреченских прибавить развязность депутата Степана Орлова...»
На сцену выходит (из-за кулис, а не из того окна, в которое сбежал со свадьбы герой Костолевского Подколесин!) сам вице-спикер, забыв спрятать за спину букет невесты, и хорошо поставленным голосом произносит: «В отличие от третьего акта известной истории женитьба все-таки состоялась!» Падает перед невестой на колени и целует руку. Это все.
Шампанское, кстати, подавали в фужерах, и не в зале, а в фойе, поэтому пустые бутылки по проходу не могли кататься при всем их желании.
Сколько стоит пригласить на свадьбу звезду эстрады?
(официальные расценки агентств)
Аллегрова Ирина от 18 000 у. е.
Агутин Леонид от 7500 у. е.
Басков Николай от 20 000 у. е.
Вайкуле Лайма от 18 500 у. е.
Газманов Олег от 25 500 у. е.
Земфира от 30 000 у. е.
Королева Наталья от 7500 у. е.
Киркоров Филипп от 50 000 у. е.
Кикабидзе Вахтанг от 5500 у. е.
Леонтьев Валерий от 50 500 у.е.
Ротару София от 25 000 у. е
Спектакль «Женитьба» 2500 у. е.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Допустимые потери
Каждый год 31 декабря вместо бани многие из нас идут в театр. Или слушают, как радуются жизни у микрофона поп-звезды самой разной величины. А ведь им, поди, тоже хочется к семейному оливье! Но никто из нас об этом не думает, помня о том, что профессия артиста - развлекать зрителя.
Но Россия - страна крайностей, здесь гипертрофированы любые чувства. Поэт в России больше, чем поэт, актер - чем актер, журналист - чем журналист. Театр - приучила нас советская мораль - это своего рода кафедра, с которой вещают небожители, питающиеся амброзией.
Но амброзия на складе закончилась, шампанского не подвезли, и началась у актеров нормальная жизнь с ее передрягами. Это не трагедия и не фарс - это обыкновенная проза жизни. Маятник качнуло в обратную сторону, артисты послушно переместились вместе с ним, не вздыхая и не ропща, а вот общество за ними не успело. Отсюда и весь конфликт.
Нам, журналистам, это состояние знакомо - за какие-то 10 последних лет мы побывали как на троне, так и у его подножия. Сначала нас подсаживают в кресла четвертой власти, а потом норовят низвести до придворных шавок, обслуживающих власть. Мы принимаем эти попытки как неизбежность. Как допустимые потери. Как вторую сторону профессии, которую выбрали сами. И если вы думаете, что нам приятно слушать, как вы о нас вытираете ноги, то знайте, что это не так. Знайте, актеры «Маяковки»: Михаил Филиппов, Игорь Костолевский и Евгения Симонова, бросившие трубки при слове «Комсомольская правда». Но это НАША работа, и мы будем продолжать искать правду, не задумываясь над тем, унизительно вам звонить или нет. А вы будете выходить на сцену независимо от того, кто сидит в зале, потому что это ВАШ выбор.
Так что никакого конфликта между театром и женитьбой нет. У этой ситуации совсем другой диагноз, чем-то напоминающий давнюю историю со свадьбой дочери ленинградского партийного деятеля Григория Романова. Когда в течение нескольких лет общество шумно обсуждало разбитый гостями сервиз, взятый напрокат из Эрмитажа, а потом выяснилось, что никакого сервиза не было и в помине. Но выяснилось это, правда, уже ПОСЛЕ того, как накал народного возмущения достиг своего предела. Скандал со свадьбой Олега Бочарова вписался в имидж власти столь же плавно, как яхты Романа Абрамовича и бриллианты Ксении Собчак. И то, с каким удовольствием общество его обсуждает, на самом деле гораздо печальнее, чем тот факт, что народные артисты выступили на свадьбе политика. "