"После эпохи «телевойн» стало ясно: политизированное телевидение обречена на умирание
«Эффект 25-го кадра»
С наступлением эпохи телевидения начала меняться суть публичной политики. Если сегодня мы смотрим на наши экраны и видим - политики различного толка пытаются навязать нам свои взгляды, то мы обязаны понимать суть телевизионного воздействия на наши умы. У нас в связи с этим любят вспоминать об «эффекте 25-го кадра» - о том, что якобы вставкой систематически повторяющегося лозунга, изображения, которое мы воспринимаем на уровне бессознательного, можно воздействовать на наше сознание. Сразу скажу: ни одного строго научного доказательства такого эффекта в природе не существует.
Настоящее рождение ТВ-политики состоялось в 1959 году в США. В Америке тогда как раз наблюдался бум распространения телевизоров. В борьбе за президентское кресло схлестнулись демократ Кеннеди и республиканец Никсон. Первоначально расклад сил был в пользу республиканского кандидата. Однако молодой, обаятельный Кеннеди на впервые в истории проведенных теледебатах перевернул ситуацию в свою пользу. Телевизор привел Кеннеди в Белый дом.
С той поры политик и телевизор стали близнецами. В конце 80-х годов этот фактор стал проявляться и в бывшем СССР. Там привыкли к тому, что «Центральное телевидение» в своих новостях говорило всего о двух вещах: «о нем (т. е. о Брежневе) и немного о погоде». Прорыв произошел во время трансляции I Съезда народных депутатов СССР. Именно там стала закатываться звезда Горбачева, неожиданно взошла звезда Собчака. Телевизор как рентгеновский аппарат проявлял: кто есть кто.
«Телекиллерство»
Самый настоящий расцвет политического телевидения, связанный с избирательной кампанией, наступил в 1996 году. Основные федеральные каналы сыграли, пожалуй, главную роль в переизбрании президентом Б. Ельцина. Один из организаторов этой кампании В. Гусинский получил тогда роскошный подарок с президентского плеча - четвертый метровый телеканал, превратившийся вскоре в НТВ.
В Петербурге дело обстояло сложнее. Формально «5-й канал» поддерживал Собчака, но немалая часть его сотрудников, прежде всего - А. Невзоров, перешли на «другой берег» и фактически вели длительную кампанию по дискредитации мэра. Да и сам Собчак постоянно подставлялся. Итог известен.
После смены власти ситуация в телевизионном Петербурге изменилась. «Команда» Яковлева решила, что какие-либо вольности со Смольным больше не допустимы. После реорганизации «5-го канала» в ТРК «Петербург» и лишения Питера всероссийского телеполя, новый канал стал четко проводить «прогубернаторскую» линию. Кульминацией этой линии стали войны в канун выборов в ЗакС. Печальную известность получил фильм «Заговор» 1998 года - в нем громогласно вещалось о «международно-московском» заговоре против Петербурга и его губернатора. Экран стал отражением бесконечных войн, обличений врагов Яковлева и восхвалений его достижений. Все это привело к тому, что рейтинг питерского канала падал постоянно.
Федеральные каналы с 1997 года вели свои войны. «1-й канал» оказался в руках Березовского, НТВ принадлежал Гусинскому. Начальство на Российском телевидении постоянно менялось и не имело вообще никакой внятной позиции. В 1997 году Березовский и Гусинский объединились, чтобы «мочить Чубайса», когда им не достался «Связьинвест». Но через два года они разошлись. Березовский в 1999 году сделал ставку на «Единство», найдя Доренко для того, чтобы уничтожать Лужкова и Примакова. Гусинский через Киселева «мочил «Единство» и агитировал за Явлинского. Более того, утверждают, что Гусинский лично угрожал Путину, что уничтожит будущего президента с помощью НТВ. Понятно, что, став главой государства, Путин не мог не остановить «телекиллерство» и не поставить под контроль федеральные телеканалы.
Новое время - новые песни
В Петербурге с 2000 года в телеэфире тоже начались изменения. Смена руководства РТР и создание активного телепродукта на его питерском филиале привели к тому, что «яковлевского» телевидения как единственного источника информации не стало.
Появилась альтернатива. Попытки Смольного изменить лицо своей телекомпании были безуспешны. Оно теряло зрителей, доходы, господствовал «черный нал» при реальной нищете большинства сотрудников.
Новое время - новые песни. После эпохи «телевойн», смертельно надоевшей всем, стало ясно: политизированное телевидение обречено на умирание. Телевидение должно просвещать, информировать, развлекать. Если оно не выполняет этих своих главных задач - все остальное бесполезно.
Утверждают, что нынешняя избирательная кампания - скучна. Дело, вероятно, в том, что ТВ только пропагандирует сами дебаты. А политики на этих дебатах не всегда выглядят успешно. Хотя, будем откровенны, ТВ нередко подыгрывает одной политической партии (догадались - какой?). Но это вопрос преходящий.
К слову, в Петербурге, после смены команды в Смольном никаких попыток сделать очередное «идеологическое» телевидение не произошло. Поставлена главная задача - вернуть Петербург на федеральный экран. Но для этого необходимо, чтобы наши каналы (точнее - ТРК «Петербург») были интересны всей стране. Надо выходить на телерынок с новым, качественным продуктом. Недавно на Чапыгина, 6, пришли новые люди - профессионалы и менеджеры. Ясно, что выход из стадии провинциальности для Петербурга невозможен без своего качественного, неангажированного телевидения. Если новой команде удастся это сделать - оно заслужит искреннюю благодарность горожан."