"Все проходит", - гласила надпись на перстне царя Соломона. Пройдет еще несколько дней, настанет 7 декабря, и шквал агитационных материалов, который обрушился на население в ходе нынешней избирательной кампании в Думу, утихнет.
"Из телеэфира исчезнут предвыборные ролики, никто уже не станет стучаться в двери квартир, чтобы вручить избирателю очередную листовку, и только ветер еще долго будет колыхать на столбах и стенах обрывки кандидатских портретов.
В Ижевском избирательном округе N29 соперниками в борьбе за место в Думе использовано было большинство типов возможных агитационных материалов: видео- и аудиоролики на ТВ и радио, новостные телесюжеты (скрытая агитация в пользу того или иного кандидата или партии), плакаты на билбордах и штендерах, листовки, буклеты, заказные статьи в прессе, издание собственных выборных газет, стикеры, растяжки, бумажные плакаты для вывешивания в общественных местах. Конечно, в случае с каждым конкретным кандидатом акцент на том или ином виде агитационной продукции и ее объемы прямо зависели от объемов его финансовых ресурсов.
ТВ
Самый эффективный, но и самый дорогой вид агитации - телевидение - широко использовался лишь двумя из восьми кандидатов по Ижевскому округу.
Глава "Удмуртнефти" Евгений Богомольный начал пиариться на ТВ посредством роликов о своей компании еще до официального начала избирательной кампании. Впрочем, использовавшийся в них слоган "Все еще впереди!", видимо, впоследствии был сочтен тупиковым и заменен другим: "Надежность. Опыт. Результат". Тоже, кстати, не шедевр.
Общий объем рекламной кампании Богомольного в электронных СМИ (учитывая скрытую рекламу в новостных сюжетах) специалисты оценивают примерно в миллион долларов. Меньшие, но тоже очень существенные суммы, называются в отношении телевизионных проектов кандидата от СПС Дмитрия Шумкова.
Забавную корректировку позиционирования
Шумкова мы видим во втором варианте ролика Шумкова на канале ТВС. В отличие
от первого, где подчеркиваются профессионализм и прочие качества кандидата, здесь утверждается, что неважно, КТО идет в Думу, главное от какой партии: За две недели до выборов в эфире, включая ресурсы холдинга
"Купол-медиа", появились 10-секундные ролики кандидата от коммунистов Андрея Андреева, в последнюю неделю - ролики Владимира Забильского (но только в положенное кандидатам время на канале ГТРК "Удмуртия"). Следует отметить, что начиная с лета Андреев достаточно регулярно присутствовал в информационных сюжетах на ГТРК "Удмуртия".
Пресса
Серьезную кампанию в прессе смогли позволить себе в основном те же два кандидата - Евгений Богомольный и Дмитрий Шумков. Пожалуй, за пределами официальных СМИ, особенно лояльных Богомольному, штаб Шумкова был даже более активен. Вал публикаций об акциях СПС и кандидата Шумкова, а также о визитах высокопоставленных членов партии был весьма значителен начиная с конца сентября. Несколько снизился он лишь в последние две недели перед выборами. Зато в последний месяц заметно активизировался в газетах Андрей Андреев. При этом лишь в одной статье - под названием "Современный русский коммунист" - был сделан акцент на принадлежности Андреева к КПРФ.
Рекламные щиты
Билборды (рекламные щиты евроформата - 3 х 6 м) вдоль магистральных дорог Ижевска опять же смогли позволить себе только все те же два кандидата-одномандатника -Богомольный и Шумков. У последнего в Ижевске, по нашим подсчетам, около двух десятков билбордов, у второго - около полутора десятков, но в более выгодных точках.
Изготовление плаката для билборда стоит около 10 тысяч рублей, а аренда одного щита в течение месяца обойдется в 30-40 тысяч рублей. В итоге это должно составить порядка 1,5-2,5 миллионов на щитовую рекламу для каждого из кандидатов.
Наиболее креативно начинал свою наглядную агитацию Шумков. Скупая строчка "Шумков" на огромных плакатах зацепила сознание большей части избирателей. Испытанная во многих регионах технология раскрутки фамилии дала свои плоды. Правда, последующие этапы: "Почему Шумков?", "Шумков: мы победим!" и т.д. известности добавить уже не могли, а перевода кандидата в новое качество не решали.
Спорной остается польза и от последней волны билбордов кандидата местных
"правых". Огромные фото Шумкова с гантелями, с виолончелью, с семьей - на улицах Ижевска выглядят слишком нескромно для города со средними доходами чуть больше 100 долларов в месяц на человека.
Билборды Богомольного с сакраментальным
"Надежность. Опыт. Результат" - более консервативны и сдержанны. Но именно они почему-то вызвали к жизни наиболее острую форму сопротивления.
В середине октября большая часть из них была обляпана разноцветной краской.
Вряд ли это работа "черных политтехнологов" - уж слишком непрофессионально это было сделано, во всяком случае, никакого сравнения с ювелирной работой по закраске буквы
"у" на билбордах Шумкова, превратившей
в свое время фразу "Почему Шумков?" в "Почем: Шумков?".
Кроме билбордов, Шумков разместил себя под псевдонимом "Шумми" также на специальных щитах-штендерах (т.н. "сити"-формат). Некоторые мои знакомые, не следящие внимательно за ходом кампании, очень удивлялись, что это, оказывается, никакой не "черный пиар".
Листовки, буклеты, календарики и др.
Не менее экзотичный агитационный материал того же кандидата представляют собой закладки-шпаргалки по геометрии (видимо, для студентов") с изображением Дмитрия Шумкова и Ирины Хакамады в виде героев кинотрилогии
"Матрица" - Нео и Тринити - и слоганом
"Шуматрикс: они приходят в трудную минуту". Раздавался он у входа в кинотеатр "Ижсталь" на премьере третьей части "Матрицы". По-моему, большинство тех, кто его получил, так и не поняли, что их агитируют.
В отличие от информационных сюжетов в СМИ, листовки кандидата "правых" в основном были не самого высокого качества как содержательно, так и с точки зрения дизайна. Уже хрестоматийным стал случай, когда красные горящие буквы рекламы "Альфа-банка" на фото, использованном в листовке, совместились с написанной красным фразой "За Шумкова!".
Листовки и буклеты Богомольного издавались в основном на дорогой глянцевой бумаге со множеством цветных фотографий. При этом часто с непрофессиональным дизайном. Оригинальный материал выпустил Евгений Исаакович в виде книжечки "Евгений Богомольный: Будьте здоровы! Полезные советы каждому". Среди множества медицинских советов, которые дает Богомольный избирателям, есть, например, смешной в отношении самого кандидата совет как избежать лишнего веса тела.
Скандал в начале октября вызвала незаконная листовка, изданная от имени руководителя местного отделения партии "Либеральная Россия (Березовского)" Павла Соловьева, в которой выражается поддержка кандидата Богомольного на том основании, что у него очень много общего с олигархом и лидером партии Борисом Березовским, и приводятся факты, это подтверждающие.
Не меньший скандал на днях вызвала вышедшая 200-тысячным тиражем поддельная листовка, якобы от имени Владимира Забильского, в которой кандидат делал какие-то странные признания о финансовых связях с кандидатом Шумковым.
Буклеты, листовки и календари (как и другая агитпродукция) Андрея Андреева не имели единого стиля. Из большей части его агитационных материалов изгнан красный цвет. Так, "коммунистический" календарик, выпущенный в начале кампании, был заменен кандидатом на вариант, выполненный в неидеологизированной синевато-лиловой гамме. Вполне умеренно звучит общий девиз кампании Андреева: "За социальную справедливость!". Зато в единой красно-черно-белой стилистике выдержана агитационная продукция кандидата Сергея Шуклина - плакаты, листовки, календарики и стикеры.
Выборные газеты
В той же цветовой гамме выполнена и выборная газета Шуклина "Ижевский марш" (в Воткинске она распространяется под названием
"Воткинский марш"). Дизайн газеты, как и других агитационных материалов со слоганом "Сергей Шуклин - кандидат народа", явно обращается к мотивам "довоенного советского авангарда". Все это сильно отличается от традиционной по форме выборной газеты "Родниковый край" Евгения Богомольного - цветастый дизайн, стандартные обращения в поддержку и перечисление регалий...
Еще два интересных газетных проекта на этих выборах выпустил Владимир Забильский. На страницах четырех номеров газеты "Денёкъ" эзоповым языком повествуется о политической ситуации в неком городе Ежёвске, где действуют олигарх Богомыльный, губернатор Сам Самыч и прочие персонажи, имеющие прототипы в нынешней выборной кампании.
Но самый радикальный газетный проект был запущен в начале этой недели. Двухполосная газета "Вперед, Удмуртия!", подписанная как агитационный материал Забильского, обрушивается с жесткой критикой на "Единую Россию", на президента Волкова и Евгения Богомольного.
Стикеры
В общественном транспорте уже два месяца висят стикеры Шумкова, повествующие о том, сколько раз может отжаться от пола этот кандидат, и других не менее интересных фактах. В начале этой недели в автобусах к ним добавились стикеры Сергея Шуклина. Не обошлось и без "партизанской" борьбы - сегодня на улицах и в подъездах жилых дом нет-нет да и натолкнешься на безымянные стикеры с риторическим вопросом: "Кто продал англичанам удмуртскую нефть?".
В общем, прошедшая выборная кампания недостатком форм агитации не страдала. Несмотря ни на какие административные препоны."