Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Взрывоопасный Крюгер

В Татарии начинают судить гражданина ФРГ, который хотел взорвать свой дом российской взрывчаткой

"В среду городской суд Нижнекамска приступит к рассмотрению громкого уголовного дела. 36-летний гражданин Германии Уве Крюгер обвиняется в организации и подготовке контрабанды взрывчатых веществ. По мнению следствия, Крюгер собирался нанять российского подрывника, который должен был переправить в Германию около 20 килограммов взрывчатки. Подорвав собственный трехэтажный жилой дом в Берлине, Крюгер намеревался получить страховку за свою квартиру в несколько сотен тысяч евро.

Иностранец со зловещей фамилией Крюгер был арестован в Нижнекамске в нынешнем мае. Почти двухметровый рост и мощное телосложение выдают в нем профессионального спортсмена. Уве Крюгер действительно был гордостью немецкого хоккея, играл за сборную Германии, но травма позвоночника поставила крест на карьере хоккеиста. Он вынужденно переквалифицировался в тренера детских команд. Это поприще и привело Крюгера в середине 90-х годов в Россию. В нашу страну он наведывался не раз, облюбовав для работы Нижнекамск.

Сотрудники татарстанского управления ФСБ говорят, что немец попал в поле их зрения в июле прошлого года. Тогда он пригласил своего нижнекамского приятеля на квартиру, которую снимал в городе на Каме, и на ломаном русском языке поинтересовался: "У тебя есть знакомые подрывники?" Причем Крюгер просил подобрать опытного специалиста, у которого есть взрывчатка. Поначалу нижнекамец, страстный поклонник хоккея, воспринял вопрос как дурацкую шутку. Но Крюгер не был похож на шутника. Поразмыслив, его приятель решил не связываться с немцем и на всякий случай обратился в городской отдел ФСБ.

Через несколько месяцев, в январе этого года, Крюгер познакомился с неким Александром, бывшим сапером, офицером инженерных войск из Казани, прошедшим Чечню. Под этим прикрытием перед берлинцем предстал офицер местной ФСБ. При первой же встрече Крюгер в присутствии своего нижнекамского знакомого показал Саше цветные фото своего трехэтажного особняка в Берлине: "Вот мой дом, я хочу его взорвать". За реализацию этого замысла Уве, по данным следствия, пообещал 5 тысяч евро подрывнику и 2 тысячи евро - посреднику. При этом Крюгер выдвинул условие: взрывчатка не должна быть российского производства. Если после взрыва химический анализ позволит идентифицировать страну - производителя взрывчатки, то частые визиты Крюгера в Россию сразу вызовут подозрение. К тому же от подрывника требовалось самостоятельно доставить взрывчатку в Германию. Все расходы по оформлению заграничных документов Уве брал на себя. И в следующий приезд, уже в марте, Крюгер вручил Александру 400 евро в запечатанном конверте - для оформления паспорта и визы.

Когда в мае "подрывник" показал свой загранпаспорт, немец насторожился, что там нет шенгенской визы. Но остался удовлетворен ответом, что ее можно получить через любое туристическое агентство. По плану Крюгера Саша должен был на пароме из Санкт-Петербурга добраться до немецкого города Любека. Затем, взяв в порту такси, отправиться в гостиницу и ждать там Уве. Крюгер нарисовал план своего дома, уточнив, что пусть, дескать, взрыв "сложит" строение вовнутрь, не нанеся ущерба соседям и прохожим. Сошлись на том, что понадобится 20 килограммов взрывчатки. Когда Саша заверил, что взрывчатка будет китайского производства, Крюгер выдал деньги на ее покупку и на поездку до Любека - почти 3 тысячи евро.

Через несколько минут взрывоопасного берлинца арестовали. Его беседа со взрывником в автомобиле фиксировалась на видео и на диктофон. На следующий день немецкий гражданин был взят под стражу, а 8 мая ему предъявили обвинение в организации и подготовке контрабанды взрывчатых веществ. В посольство Германии в России был направлен документ, уведомляющий об аресте их гражданина.

На допросах Крюгер признался, что в последнее время испытывал серьезные финансовые трудности. И не придумал ничего лучше, как взорвать собственный особняк в престижном районе германской столицы, который купил четыре года назад на аукционе. Подрывать недвижимость домовладелец затеял с единственной целью - получить кругленькую сумму страховки - несколько сотен тысяч евро. Справедливости ради надо заметить, что в доме кроме самого Крюгера никто не жил. Однако полностью исключить случайные жертвы все равно нельзя. Взрывом могли быть повреждены соседние строения, автомобили, да и просто случайные прохожие.

- Этот случай не имеет прецедентов, - заявил "Известиям" начальник группы программ содействия татарстанского управления ФСБ Эдуард Исмагилов. - Важно, что наши чекисты с самого начала работали в тесном контакте с немецкими спецслужбами и криминальной полицией, взаимодействовали с посольством Германии. "
03.12.2003

Екатерина Самойлова
Известия