"Вчера в Лондоне юристы ЮКОСа и "Сибнефти" вели переговоры о будущем объединенной компании. По информации ГАЗЕТЫ, "Сибнефть" заинтересована в объединении с ЮКОСом по новым правилам. Именно об этом сейчас в Лондоне договариваются юристы двух компаний. "Сибнефть" предлагает свою структуру управления: председатель совета директоров - Александр Волошин, президент - Евгений Швидлер. Рынок реагирует на ситуацию довольно нервно. Рейтинговое агентство S&P вчера объявило о возможности понижения рейтинга ЮКОСа и "Сибнефти" на негативный из-за неопределенности со слиянием двух компаний.
Переговоры представителей ЮКОСа и «Сибнефти» о будущем объединенной компании продолжаются. По словам собеседников ГАЗЕТЫ, знакомых с ситуацией, к обсуждению проблем «ЮкосСибнефти» присоединились юристы. Это может означать, что в переговорах акционеров, проходивших в минувшее воскресенье чуть ли не в ходе матча "Челси" - "Манчестер Юнайтед" ("Челси" выиграл 1:0, возглавив турнирную таблицу чемпионата Англии), появились первые результаты.
Акционеры ЮКОСа и "Сибнефти" торопятся. 30 декабря для них решающий день. Именно к этому сроку должен быть согласован устав новой компании. Именно к этому сроку должен быть сформирован совет директоров. Именно в этот день внеочередное собрание акционеров "Сибнефти" должно одобрить (или нет) форму управления новой компанией. И именно в этот день заканчивается срок содержания Ходорковского под стражей - и тогда Генпрокуратуре решать, продлить его арест или нет. 1 января 2004 года холдинг должен начать работать как единая структура.
Но сейчас, как пояснил собеседник ГАЗЕТЫ, близкий к переговорному процессу, компания Романа Абрамовича заинтересована в том, чтобы вернуться к ситуации до подписания соглашения о слиянии. Это позволило бы ей определить новые правила игры.
В соглашении об объединении очень четко прописаны роли акционеров. «Сибнефть» не может претендовать на оперативное руководство объединенной компанией. Сфера ее компетенции ограничена советом директоров "ЮкосСибнефти". Сейчас же "Сибнефть" неожиданно заинтересовалась большим.
Незадолго до пятничного собрания акционеров "ЮкосСибнефти" Роман Абрамович обсуждал будущее объединенной компании с Владимиром Путиным. По чьей инициативе состоялась встреча - неизвестно. Однако именно там прозвучал тезис о том, что оперативное управление компанией должно перейти представителям «Сибнефти», а не ЮКОСа, как ранее договаривались акционеры. Против нынешнего президента «Сибнефти» Евгения Швидлера во главе объединенной компании и экс-главы администрации президента Александра Волошина в качестве председателя совета директоров «ЮкосСибнефти» Кремль, по сведениям источника ГАЗЕТЫ, не возражал. То, что на такой кадровой рокировке сейчас настаивают акционеры «Сибнефти», подтверждают и источники, близкие к ЮКОСу.
Тандем Швидлер - Волошин должен был гарантировать власти, что крупнейшая в России и четвертая в мире нефтяная компания будет лояльна Кремлю и правительству, не будет "скупать" фракции в Госдуме, а заодно претендовать на посты в правительстве. То есть вести себя так, как до сих пор это делала «Сибнефть».
Как лояльная и экономически сильная компания «ЮкосСибнефть» Кремль вполне устраивает. Кроме того, это бы избавило власть от необходимости национализировать активы ЮКОСа, что неизбежно привело бы к бегству капитала, панике инвесторов и ухудшению инвестиционного климата в России.
С другой стороны, неясно, на каких условиях Александр Волошин согласился бы стать посредником между ЮКОСом и Кремлем, да еще и гарантом безопасности Ходорковского. Еще будучи главой администрации президента, Александр Волошин пообещал, что, если Михаила Ходорковского посадят в тюрьму, он уйдет в отставку. Он свое слово сдержал. Но сегодня непонятно, как Волошин может гарантировать безопасность экс-главы ЮКОСа. Есть лишь одно логичное объяснение - Кремль попросил Волошина прийти в ЮКОС, пообещав освободить всех заключенных топ-менеджеров нефтяной компании.
Это обещание власти может стать не последним. Такое уже было с телеканалом НТВ, когда Кремль несколько раз пересматривал схему сделки.
Таким образом, складывается сложная схема взаимодействия как между акционерами объединенной компании, так и их отношений с властью. Регулировать отношения Ходорковского и Абрамовича, в случае если они договорятся между собой, должен будет Волошин. Он должен убедить акционеров ЮКОСа в том, что в состоянии это сделать - один раз у него это уже не получилось. Но альтернативы бывшему главе президентской администрации, похоже, нет.
Сейчас на переговорный процесс о слиянии ЮКОСа и "Сибнефти" может повлиять несколько факторов, которые подтолкнут стороны к выходу из тупиковой ситуации. Во-первых, Михаилу Ходорковскому остался месяц подумать, стоит ли ему оставаться под арестом или нет. Выход Ходорковского, равно как и Лебедева, из-под стражи не будет уступкой со стороны Генпрокуратуры: расследование их дел закончено, с материалами дел к тому времени они успеют ознакомиться. Как только это произойдет, находящиеся за границей акционеры ЮКОСа смогут вернуться. Также совершенно очевидно, что власти тупиковая ситуация с делом ЮКОСа тоже надоела, а Генпрокуратуре придется приложить сверхусилия, чтобы найти новые эпизоды обвинений арестованным или не арестованным акционерам нефтяной компании. А над Романом Абрамовичем, который наряду с Волошиным должен урегулировать конфликт, в случае срыва висит угроза потери в России бизнеса и денег. Есть и еще одна сторона, в конфликте не задействованная: крупный бизнес ждет, чем завершится противостояние. Именно от этого зависит, как будут строиться его отношения с властью.
Так что очевидно: все участвующие в конфликте стороны заинтересованы в выходе из тупика. Но очевидно и другое: как только хотя бы одна из конфликтующих сторон еще на стадии переговоров или сразу после достижения соглашения нарушит свои обязательства, все строение рухнет, как карточный домик."