"Конфликт между федеральными и петербургскими властями, с одной стороны, и учреждениями, занимающими престижные площади в центре города, перешел в новую фазу. На минувшей неделе строители обнесли забором участок в районе Уткина проспекта, на котором планируется возведение нового хранилища для Российского государственного исторического архива (РГИА).
Скандал вокруг «переселения ученых» разразился еще в начале года, когда стало известно о подписанном в конце декабря 2002-го распоряжении российского правительства за N 1784-р. В нем шла речь о передаче четырех петербургских объектов федеральной собственности (зданий Сената и Синода, бывшего министерства госимуществ и дома министра, а также особняка Лобанова-Ростовского) в ведение управления делами президента.
Первым делом свое возмущение правительственным решением выказали учреждения, «квартирующие» в этих памятниках архитектуры федерального значения, - институт растениеводства имени Вавилова (ВИР), РГИА и ОАО «Проектный институт N1», не желающие никуда оттуда выезжать.
Шум, действительно, поднялся большой. Защитники status quo заявляли даже, что «ни один культурный житель Петербурга не смог остаться в стороне от творимого безобразия». А так как в это время в городе потихоньку разворачивалась губернаторская гонка, команда «наиболее вероятного кандидата» решила не рисковать голосами самых «культурных жителей». Валентине Матвиенко пришлось встретиться с коллективами ВИРа и архива и заверить их, что «ни о каком выселении речи не идет». Скандал поутих, и об опальных учреждениях горожане начали забывать.
Сами же «выселяемые» повели себя по-разному. Директор ВИРа г-н Драгавцев дошел со своей жалобой на правительственное решение до Высшего арбитражного суда - и выиграл дело (впрочем, в управлении делами президента намекают, что будут подавать кассацию). «Архивисты» же проявили куда меньшую активность. Возможно, потому, что архиву - теоретически - было куда переезжать.
Дело в том, что еще в 1993 году группа экспертов Международного Совета архивов и ЮНЕСКО провела обследование состояния здания. Выводы оказались неутешительны: «Размещение архивов можно охарактеризовать только как совершенно неудовлетворительное...; требуется общий капитальный ремонт этого здания или строительство нового здания архива в другом месте». В итоге еще в 1996 году появилось распоряжение федерального правительства (N914-р от 11.06.1996) о строительстве нового здания для РГИА.
Нашли и участок для строительства - неподалеку от нового здания Публичной библиотеки. Как утверждают сотрудники архива, его выделение было согласовано со всеми городскими инстанциями. Не было лишь подписи губернатора Владимира Яковлева, который отказывался визировать документ «до появления полной ясности с источниками финансирования строительства».
В итоге 7 лет прошли практически впустую. «Полная ясность» появилась только теперь. Однако неожиданно сменилась географическая «точка приложения» финансов. Оказалось, что перебазироваться архиву придется не на Московский проспект, а к станции метро «Ладожская» - здесь пустует бывший петербургский офис Центробанка (в нем должны расположиться административные помещения РГИА), к которому планируется присовокупить новое хранилище. По крайней мере, именно это вытекает из распоряжения (N2523-ра), которое 28 октября подписала Валентина Матвиенко.
Не исключено, что при таком варианте образовалась существенная экономия - новое здание, по приблизительным прикидкам, обошлось бы в $ 70 млн., а нынешний вариант с реконструкцией одного и пристройкой другого тянет «всего» на $ 15 млн. Однако сотрудники, конечно, недовольны. Они полагают, что куда целесообразнее переезжать в здание, «построенное с нуля», чем «вписываться» в уже имеющиеся.
Впрочем, основная интрига даже не в этом. Главный вопрос, что станет с освобождающимися метрами в здании Сената и Синода. В начале скандала Кремль отвергал все намеки о намерении коммерческого использования этих площадей, заявляя, что главная цель издания правительственного распоряжения - концентрация (на Исаакиевской и Сенатской площадях) всех местных представительств федеральных органов исполнительной власти. Но так как выселить (по крайней мере, пока) удается лишь один архив, эта задумка кажется нереализуемой. Слишком уж много в городе федеральных чиновников, чтобы всех их поместить в один, пусть и полностью зачищенный, Сенат."