"Помимо перемен в кадровом составе чиновничества и структуре городских ведомств, Валентина Матвиенко, очевидно, намерена в корне изменить и саму политическую систему Петербурга.
Это свое желание она продемонстрировала в стенах Мариинского дворца. «Пока еще депутаты пытаются держать руку на пульсе и что-то контролировать, но скоро это пройдет. Со временем мы это поправим», - заявила губернатор.
Одним словом, вместо равновесной парламентско-президентской модели правления, новому хозяину Смольного куда милей схема жестко президентская, в которой представительному собранию останется лишь одна функция - принимать или отклонять законопроекты, присылаемые из Смольного. Предпочтительнее, конечно, принимать.
Следует заметить, что этим заявлением Валентина Ивановна лишь довела до логического конца свою мысль о том, какой должна быть управленческая конструкция Петербурга. Впервые на эту тему она высказалась еще тогда, когда жестко ответила на предложение о введении поста главы городского правительства (учредить который ей предлагали доброжелатели, опасавшиеся неопытности нового губернатора). Править буду сама и ответственность нести сама - был лейтмотив ее ответа.
Такой взгляд на систему разделения властей трудно назвать неожиданным. Ведь Валентина Ивановна покинула город на Неве еще тогда, когда ни о каком разделении властей вообще не было известно, а всю полноту власти имел один человек - глава обкома. Переселившись в первопрестольную, она не сумела воспринять иного, что принципиально бы расходилось с такой моделью правления. Ибо не секрет, что внятная оппозиция градоначальнику в столице отсутствует: местная Дума практически полностью лояльна мэру, а отделения основных федеральных партий (под угрозой потери рейтинговых очков) также не позволяют себе метать в Юрия Михайловича слишком тяжелые критические стрелы. Некоторая политическая дискуссия в первопрестольной открывается лишь раз в четыре года - накануне очередных мэрских выборов. Но и закрывается она довольно быстро - одновременно с последним избирательным участком.
Петербургский политический стиль принципиальным образом расходится с московским. Исполнительная власть всю новейшую городскую историю находилась в конкурентных отношениях с властью законодательной. И именно эта конкурентная политическая среда позволяла - и позволяет до сих пор - обсуждать с властью реальные городские проблемы, не отдавая их решение (а куда чаще - замалчивание) ей на откуп.
Возможно, объявленное намерение градоначальницы не вызывало бы особого беспокойства - в случае, если бы ее первые шаги в Смольном казались бы бесспорными. Однако таковыми их назвать не получается. Взять, скажем, решение кадрового вопроса. Губернатор публично объявляет о недопустимости уплотнительной застройки - и сохраняет на посту архитектора этого процесса строительного вице-губернатора Александра Вахмистрова. Губернатор публично заявляет о фактах коррупции, допущенных при проведении тендеров на дорожно-благоустроительные работы, - и сохраняет на посту главу комитета по благоустройству Владимира Дедюхина, за эти самые тендеры отвечавшего. Что тому виной - необходимость сохранения «стабильности» в этих важных сферах или же соблюдения кулуарных договоренностей - в данном случае уже не столь важно.
В странном положении в новых условиях оказался и петербургский Уставный суд, орган, набравший политический вес в финале губернаторской карьеры Владимира Яковлева. Суд не только лишил Яковлева третьего срока, но и решительно ограничил в правах его администрацию. Наблюдатели уже тогда задавались вопросом: сможет ли новое правительство существовать в установленных судом весьма узких рамках? Не смогло.
По словам главы петербургской Контрольно-счетной палаты Дмитрия Буренина, «в текстовой части закона о горбюджете-2004 по-прежнему фактически закреплено право администрации перераспределять средства в ходе исполнения бюджета: комитет финансов имеет возможность уменьшить или увеличить на 10% ассигнования, закрепленные за главным распорядителем бюджетных средств. И это несмотря на решение Уставного суда по этому вопросу». Финансистам Яковлева судьи запретили делать это. Финансисты Матвиенко решили не обращать внимания на этот запрет.
В любом случае, сегодня Валентина Ивановна обладает фактическим карт-бланшем на проведение городской политики так, как она ее видит. Но стоит только новому губернаторскому курсу натолкнуться на первое серьезное проявление недовольства электората - и оппозиция, казавшаяся задавленной, немедленно начнет контригру."