Назначенцы Путина в "Рособоронэкспорте" ничем хорошим себя не проявили
"Основание для такой "почетной отставки" - ни для кого не секрет. За полгода после назначения на высокие должности (оно состоялось в ноябре 2000 года) новые руководители "Рособоронэкспорта" так и не подписали ни одного значимого оружейного контракта. Задание президента Владимира Путина заработать на российском оружии в нынешнем году 4 миллиарда долларов оказалось перед угрозой срыва. Происходит, по специфическому выражению оружейников, утыкание патрона. Другими словами, перекос патрона в патроннике, из-за чего не может выстрелить ни пистолет, ни автомат.
Впрочем, то, что выходцы из Службы внешней разведки, офицеры "невидимого фронта" Бельянинов и Чемезов - не самые большие специалисты в оружейном бизнесе, было известно давно. В то время, когда они возглавляли "Промэкспорт", где генеральным директором был Чемезов, а Бельянинов - его заместителем, госкомпания зарабатывала на международном рынке вооружений всего около 200-300 миллионов долларов в год. Это только сотая процентов от прибылей главного монополиста в торговле оружием "Росвооружения". Тем не менее в Кремле почему-то посчитали, что именно эти люди, главной заслугой которых было близкое знакомство с Владимиром Путиным, способны поднять на новый качественный уровень наше военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
Указом президента "Промэкспорт" был слит с "Росвоором", образована новая компания "Рособоронэкспорт", а Чемезов и Бельянинов поменялись местами в начальственной иерархии. В помощь им был образован еще один Комитет по ВТС при Министерстве обороны. Его начальником назначен тоже человек из внешней разведки - Михаил Дмитриев. Но успеха эта "кадровая спецоперация" оружейному бизнесу пока не принесла.
Причины неудач, как говорят наши эксперты, лежат на поверхности. Одна из них в том, что в столь специфическом и деликатном бизнесе, как торговля боевой техникой, крайне не любят неожиданной смены партнеров. Переговоры о предстоящих контрактах здесь всегда проходят за плотно закрытыми дверями. Все детали достигнутых договоренностей или условия, на которых совершается сделка, в том числе и размеры комиссионных, величина "отката", перечень посредников и влиятельных людей, которые будут лоббировать проект в высоких правительственных и парламентских кабинетах, охраняются пуще любых государственных секретов. И когда вдруг через месяц или два в кресле напротив тебя появляется новое лицо, возникает вполне обоснованное подозрение: а все ли он про меня знает, а если знает, то что именно, в чьих интересах станет использовать эту информацию?
А если твоим собеседником внезапно оказывается бывший офицер или генерал разведки, то разговор по существу может и не сложиться. Ведь представители спецорганизаций не всегда используют в своей работе экономические аргументы, бывает, путают интересы государства и его предприятий с интересами тех или иных групп государственных чиновников. А если и складывается разговор с ними, то каждый раз он начинается с самого начала. Бездарно расходуется драгоценное время, да и сама сделка порой теряет свою актуальность.
Характерный пример - история с продажей Индии авианесущего крейсера "Адмирал флота Горшков". Она тянется уже более семи лет. Начинали переговоры о контракте, модернизации корабля, оснащении его современными палубными истребителями-штурмовиками, эффективными средствами ПВО и противолодочной борьбы одни люди, продолжали другие и третьи, а выходят на подписание соглашения пятые. И еще неизвестно, кто именно будет визировать документы, как запланировано, в сентябре-октябре. И будут ли они вообще подписаны в этом году.
Наши эксперты напоминают, как готовился контракт по танкам Т-90С. Подпись под ним должна была быть поставлена в прошлом году во время визита Владимира Путина в Дели. Но тогдашние "временщики" в руководстве "Росвооружения" провалили эту операцию. Не исключено, что с "Горшковым", который сулит России полтора миллиарда долларов, может произойти то же самое.
Недавно группа научных сотрудников во главе с бывшим помощником президента Ельцина по ВТС с зарубежными странами Борисом Кузыком выпустила объемный и по-своему уникальный труд, который называется "Россия на мировом рынке оружия". Сами того, видимо, не подозревая, авторы книги убедительно доказывают: наибольшего успеха в торговле вооружениями наша страна добивалась тогда, когда это внешнеэкономическое направление возглавлял человек, проработавший на посту генерального директора не менее двух лет и никак напрямую не связанный ни с ФСБ, ни с СВР.
Дело не в том, что в системе торговли оружием трудятся выходцы из этих организаций, говорят наши собеседники. Они там обязательно должны быть ввиду специфики этой работы. Но ни в коем случае не возглавлять ее. Потому что в помощь и поддержку себе они приводят кадры из тех же структур. А те мало того что не блещут особыми талантами в том деле, за которое отвечают, но и приносят в сферу финансово-экономических и военно-технических отношений свои специфические традиции и нравы. Где человеку доверяют, с ним работают, его советы и рекомендации выслушивают и поддерживают только при том условии, если он из "команды" того или иного лица. А если над тобой нет соответствующей "крыши", ты оказываешься в абсолютном деловом вакууме.
Это одна из причин, почему из "Рособоронэкспорта" за последнее время ушло много самых опытных специалистов, которые проработали там не один десяток лет и которым страна и ее оборонная промышленность обязаны очень солидными оружейными контрактами. Среди них заместитель генерального директора Алексей Рощин, принимавший деятельное участие в продаже Малайзии партии МиГ-29, начальник авиационного департамента Валентин Торянин, начальник департамента Сухопутных войск Сергей Бухаров, департамента ПВО - Михаил Бонашко, руководитель Европейского направления Владимир Колноводченко, "космического" - Валерий Пудков и даже известный журналист, начальник отдела по связям с общественностью Валентин Запевалов, сумевший за короткое время наладить эффективное сотрудничество с профессионально подготовленной по оборонной тематике прессой...
На каждом из этих направлений, которые оставили ведущие специалисты, как утверждают наши эксперты, у "Рособоронэкспорта" сегодня возникли серьезные проблемы. Зависли, например, контракты по модернизации поставленных еще в советское время средств ПВО на Ближнем и Среднем Востоке. В том числе и поставка С-300 в Ливию. Идут серьезные споры по поводу продажи в Сирию оперативно-тактического комплекса "Искандер-Э", что может серьезно повлиять на взрывоопасную ситуацию в этом регионе. А также о продаже Соединенным Штатам уникальной системы защиты танков "Арена". Буксуют давно запланированные соглашения по военно-техническому сотрудничеству с Южной Африкой, Юго-Восточной Азией, Южной и Центральной Америкой. Не исключено, что именно здесь и "закопан" тот миллиард долларов, который и не добирает "Рособоронэкспорт" для выполнения задания президента. Но основные страны, на которых пока наша "оборонка" зарабатывает валюту, это Индия и Китай (80 процентов всех поступлений). Хотя и тут могут возникнуть проблемы, говорят специалисты, если нынешнее руководство "Рособоронэкспорта" будет работать так же, как работало последние месяцы.
Выход из этой ситуации наши эксперты видят в ослаблении монопольной роли "Рособоронэкспорта" и его чиновников, в создании комплексных оборонно-промышленных холдингов, которые будут иметь возможность самостоятельного выхода на международные рынки (см. "ОГ" №39 от 28 сентября 2000 г.) и где решающее слово будет принадлежать не "людям из органов", а хозяйственникам и бизнесменам. Может, только тогда, говорят независимые специалисты, прекратятся "утыкания" в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. А заработанная здесь прибыль пойдет на развитие страны и ее предприятий, а не тем или иным группам чиновников. "