Федеральный бюджет по-прежнему страдает от местных льгот
"Несмотря на то что льготы по федеральным налогам для ЗАТО отменены законом о бюджете, государство теряет во внутренних офшорах весьма приличные деньги. По данным Счетной палаты, только за первое полугодие 2000 г. администрации ЗАТО выдали льготы по налогам, имеющим федеральный статус, на общую сумму 13,7 млрд руб. Любопытно, что ни МНС, ни Минфин не могут этому помешать - чтобы окончательно побороть внутренние налоговые оазисы, нужно существенно менять законодательство. В отчете Счетной палаты говорится, что за полгода предоставленные администрациями ЗАТО льготы по НДС составили 789,8 млн руб. , по налогу на реализацию ГСМ - 8,9 млрд руб., по акцизам - на 87,6 млн руб., по налогу на пользователей автодорог - 1,36 млрд руб. Суть проблемы довольно проста. До 1 января 2000 г. ЗАТО зачисляли в свои бюджеты все налоги и могли предоставлять по ним льготы. Масштабы проблемы наглядно иллюстрирует пример, приводимый чиновниками МНС: в одном ЗАТО Томской области коммерческая организация, занимающаяся реализацией нефтепродуктов и имеющая в штате двух сотрудников, получила в 1999 г. налоговые льготы в размере 3,3 млрд руб. , фактически уплатив при этом сначала 17 000 руб. налогов. Закон о бюджете-2000 запретил всем ЗАТО, кроме Снежинска и Сарова, зачислять в свой бюджет федеральные налоги, причем льготы для двух избранных ЗАТО депутаты ограничили суммой в 2 млрд руб. Но оказывается, что проблему это не решило. По словам главного инспектора СП Игоря Вареницы, в законодательстве есть "двойные стандарты, которые используются заинтересованными лицами". "В законе о бюджете говорится, что региональные власти имеют право предоставлять льготы по налогам, которые зачисляются в их бюджет, причем делать это они должны в соответствии с действующим налоговым законодательством. Но в их бюджеты зачисляется и часть расщепляемых федеральных налогов. А по закону "Об основах налоговой системы" [действовавшему в 2000 г. ] федеральные налоги находятся в компетенции федеральной власти. Поэтому ставки и порядок зачисления этих налогов в бюджет регулируются федеральным законодательством, а не решением администрации ЗАТО", - заявил главный инспектор СП. При этом Вареница подчеркнул, что о потерях федерального бюджета речь не ведется. "Федеральный бюджет ничего не теряет. Но нужно понимать, что от предоставления налоговых льгот теряют бюджеты тех регионов, где на самом деле находятся зарегистрированные в ЗАТО налогоплательщики". В Минфине, напротив, считают, что ЗАТО наносят серьезный урон именно федеральной казне. Как сказал "Ведомостям" чиновник министерства, "все региональные льготы оборачиваются для федерального бюджета дополнительными расходами на трансферты". Правительство и Госдума пытались решить проблему ЗАТО разными способами. В частности, Дума установила довольно жесткие, по мнению депутатов, правила выдачи льгот - на них могут теперь претендовать лишь те компании, у которых на территории ЗАТО находится не менее 90% основных средств и прописано не менее 70% сотрудников. Но компании быстро научились обходить это препятствие: в ЗАТО регистрируются торговые подразделения, не имеющие никаких основных фондов, кроме офисной мебели, и c крайне скромным штатом. Федеральные чиновники убеждены, что вред ЗАТО - не только в льготах как таковых. "Налоговые проверки проводятся по месту регистрации предприятия. Если ты находишься в Московской области, а зарегистрирован в Челябинской, то налоговый инспектор никогда не приедет в Москву. Эффективность налогового администрирования при этом стремится к нулю", - сказал "Ведомостям" чиновник Минфина. "