"С первого июня МПС вновь повышает тарифы. На пассажирских перевозках увеличение составит 30 процентов. На грузовых - 17,5 процента. Обоснование нового повышения старое: рост цен в других естественных монополиях, инфляция и износ подвижного состава.
Точно такие же аргументы глава МПС Николай Аксененко приводил в сентябре прошлого года, выколачивая из правительства очередное повышение тарифов. Однако за прошедшие полгода с подвижным составом ничего не произошло.
Парк МПС ежегодно сокращается на 30-50 тысяч вагонов. Из оставшихся в строю каждый пятый в следующем году пойдет на списание. А в 2005 году парк уменьшится вдвое по отношению к сегодняшнему дню.
Куда "ушли" деньги от предыдущего повышения тарифов, вопрос чисто риторический. О финансовой империи семьи Николая Аксененко написано столько, что мама не горюй.
Николай Аксененко "по-семейному" реформировал работу по скидкам. Лидером в этом бизнесе стала компания "Иристон Сервис", полностью замкнутая на Романа Абрамовича и главу МПС
Ситуация усугубляется еще и тем, что МПС - предприятие рентабельное. Все эти годы оно работало с прибылью. Вернее, МПС работало на прибыль, а с прибылью работали дружественные Аксененко фирмы и компании.
К примеру, по итогам 1996 года (одного из самых тяжелых для отечественной промышленности. - "!") объем доходов, полученных МПС, составил 81,5 трлн. рублей. В списке крупнейших российских компаний по объему реализации МПС занимает третье место, пропустив вперед лишь "Газпром" и РАО "ЕЭС". Однако наиболее показательным является размер прибыли.
Рентабельными являются только грузовые перевозки. Пассажирские - убыточны. Грузовые перевозки позволили МПС получить в 1996 году 13,3 трлн. рублей прибыли и занять среди российских компаний второе место после "Газпрома".
Интересно, что за 11 месяцев 1997 года прибыль от грузоперевозок составила почти 19 трлн. рублей. Даже с учетом нерентабельных пассажирских перевозок (убыток за указанный период составил 11 трлн. рублей. - "!") МПС в 1997 году получило почти 1,5 млрд. долларов прибыли.
Чтобы убедить правительство в необходимости повышения тарифов, имея такие показатели, надо очень "грамотно" потратить прибыль. Так, чтобы бедственное положение МПС ни у кого не вызывало сомнений.
Мы не собираемся утверждать, что российские железные дороги находятся в прекрасном состоянии. Вопрос в том, почему они находятся в таком состоянии, если министерство ежегодно получает прибыль?
Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в расходной статье МПС. Например, из 100 трлн. рублей, потраченных министерством в 1997 году, более 20 процентов ушло на цели, расшифровать которые железнодорожники так и не смогли.
Оптом и в розницу
Вокруг программы реформирования МПС прежде, чем ее утвердило правительство, было сломано немало копий. Напрасный труд. Реформа МПС уже давно идет.
Еще в 1993 году в МПС придумали особый институт фрахтовых агентов. Фрахтовщики получили возможность пользоваться при перевозках грузов льготными тарифами, но с условием взимания с клиентов-должников "живых" денег, которые должны перечисляться на счет отделений МПС.
Поначалу права единственного генерального фрахтовщика получила швейцарская фирма "Трансрейл". С этого момента она стала единственным и безоговорочным лидером среди экспедиторов и фрахтовых агентов по транзитным перевозкам.
Позже, однако, Николай Аксененко "по-семейному" реформировал работу по скидкам. Лидером в этом бизнесе стала компания "Иристон Сервис", полностью замкнутая на Романа Абрамовича и главу МПС.
Бизнес по скидкам основан на простейшем принципе. Кто-то называет его внутрикорпоративным занижением цен, а кто-то - "откатом".
"Иристон Сервис" на деньги Абрамовича оптом выкупает у Центра фирменного обслуживания (ЦФО) право на 30 процентов всего объема международных железнодорожных перевозок. Так как деньги приходят предоплатой, МПС продает перевозки оптовику со скидкой в 20 процентов (см. www.stringer-agency.ru, новости от стрингеров, октябрь, декабрь 2000 года).
Далее "Иристон" перепродает это право в розницу различным перевозчикам грузов, но уже с десятипроцентной скидкой. Общий оборот МПС превышает 10 млрд. долларов. Берем калькулятор и считаем.
30 процентов (перевозки "Иристон Сервиса". - "!") от общего объема составляет 3,3 млрд. долларов. Чистая прибыль в 10 процентов составляет 330 млн. долларов ежегодно. Причем прибыль образуется из воздуха, то есть из бюджета.
Основными распорядителями этой прибыли являются банки "Балтийский" и Транскредитбанк. Получателями - различные офшорные компании.
Необходимое дополнение. ЦФО, которое продает "Иристон Сервису" право на перевозки, является структурным подразделением МПС. А один из учредителей "Иристона" Тугаринов - заместитель начальника этого самого ЦФО.
Информация об "Иристон Сервисе" уже просачивалась в прессу. Но есть в финансовой империи Николая Аксененко одна "жемчужина", о которой практически никто из широкой публики ничего не знает, - "Ространсрегион".
Оптовая скидка у "Ространсрегиона" еще выше, чем у "Иристон Сервиса". Она составляет 25 процентов, что в долларовом эквиваленте означает порядка полумиллиарда долларов ежегодной прибыли. Руководит "Ространсрегионом" старый партнер Аксененко - Титенков.
МПС - медиа
Еще одним направлением плавного реформирования МПС является инвестиционная политика: 800 млн. рублей - на строительство Бурейской ГЭС; более миллиарда - на содержание футбольного и хоккейного "Локомотивов"; около 9 млрд. рублей - на разработку двух сибирских горнорудных месторождений...
По данным главы МАП Ильи Южанова, последняя цифра превосходит те средства, которые МПС планирует потратить в этом году на обновление пресловутого подвижного состава. Но истинным лидером инвестиционной политики МПС является "Транстелеком".
Общая протяженность российских железных дорог - 87 тысяч километров. Вдоль них - полоса отчуждения, которая никак не используется и где запрещено всякое строительство. Этот факт в свое время взволновал министра.
Ход мысли был, видимо, таким: раз дороги наши, то и полоса эта принадлежит МПС. Если проложить вдоль дороги оптоволоконный кабель, то получится компания "Транстелеком", которая при правильном использовании может приносить баснословные прибыли и обогнать монополиста в этой области "Ростелеком". Телекоммуникации - это телевидение, мобильная и спутниковая связь, Интернет. Это будущее, это спокойная сытая старость и безбедное существование потомков.
Счетная палата РФ почему-то назвала инвестиции МПС в другие отрасли промышленности нецелевым использованием государственных (МПС - госорганизация. - "!") средств. Чудаки!
Работа закипела. С тех пор каждую свободную копеечку Аксененко тащит в "Транстелеком" на прокладку кабелей и запуск спутников. Официально это называется вкладыванием средств в развитие информационных технологий отрасли для более качественного и оперативного управления громоздким железнодорожным хозяйством. Ежемесячно на эти нужды МПС отстегивает более 50 млн. долларов.
Основной расчет состоит в том, что железнодорожникам вполне достаточно и 20 процентов емкости сети, остальные 80 процентов можно продавать, причем по демпинговым ценам, сманивая таким образом клиентов у "Ростелекома".
К будущему году протяженность линий связи компании составит 35 тысяч километров. Для этого потребуется около миллиарда долларов.
Счетная палата РФ почему-то назвала инвестиции МПС в другие отрасли промышленности нецелевым использованием государственных (МПС - госорганизация. - "!") средств. Чудаки! Они не понимают простой вещи: цели у Аксененко и государства, может быть, и разные, но средства одни.
Во время споров по поводу программы реформирования МПС противники Николая Аксененко доказывали, что в результате реформы все прибыльные активы министерства отойдут в частные руки, а долги останутся у государства.
Если судить по "Транстелекому", то и спорить не о чем. Сегодня около 50 процентов ЗАО "Компания Транстелеком" принадлежит частным фирмам. Среди них - ООО "Компания Оникс-М", за которой просматривается фигура министерского племянника Сергея Аксененко.
После окончательного реформирования МПС все сегодняшние "нецелевые расходы" (рудники и гидроэлектростанции. - "!") приобретут ярко выраженную цель. Сформулируем ее как хорошую прибавку к пенсии бывших чиновников МПС. "