"Между главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом и председателем ФКЦБ Игорем Костиковым началась война компроматов. Как утверждают в ФКЦБ, Чубайс добивается отставки Костикова за то, что комиссия слишком активно интересуется результатами последних выборов в совет директоров РАО. А сторонники Чубайса настаивают, что Костиков - лоббист интересов частных структур.
Как рассказал "Ведомостям" представитель ФКЦБ Алексей Турбин, в мае пять акционеров РАО ЕЭС проинформировали комиссию, что сомневаются в законности последних выборов в совет директоров. "Мы не хотели бы раскрывать их имена, но при необходимости готовы предоставить все документы", - сказал Турбин. Источник "Ведомостей" в совете директоров одной из региональных энергокомпаний уточнил, что в ФКЦБ обратилась группа инвестфондов, в том числе Hermitage Capital Mаnаgement. Управляющий директор этой компании Уильям Браудер вчера подтвердил "Ведомостям" факт обращения.
Получив жалобу, ФКЦБ 31 мая направила в РАО ЕЭС предписание представить множество документов по голосованию на годовом собрании акционеров энергохолдинга 28 апреля 2001 г. , в том числе копии бюллетеней всех акционеров - владельцев более 0,5% акций, а также доверенностей на голосование такими пакетами.
Подозрения в подтасовках при голосовании возникали у ФКЦБ и по итогам прошлогоднего собрания. Тогда комиссия изучала обнаруженные замминистра энергетики Виктором Кудрявым совпадения в количестве голосов, отданных за нескольких кандидатов. В этом году подозрения, по-видимому, базируются на том, что в совет директоров РАО по итогам годового собрания прошел лишь один представитель иностранных инвесторов - менеджер Brunswick Capital Management Дэвид Херн. При этом Матиасу Вестману из Prosperity Capital Management и Вадиму Клейнеру из Hermitage не хватило 0,05% и 0,15% голосов соответственно.
"По нашим подсчетам, учитывающим голоса поддерживающих нас инвесторов, Клейнер должен был набрать значительно больше голосов, чем у него в итоге оказалось, и пройти в совет", - сказал "Ведомостям" Браудер.
Он также хотел бы узнать, по каким причинам часть бюллетеней была признана недействительной. По данным источника в одном из инвестфондов, счетная комиссия забраковала бюллетени на 2% голосов. Среди прочих бумаг ФКЦБ запросила в РАО и копии этих забракованных бюллетеней.
Уже после того, как ФКЦБ отправила в энергохолдинг свое предписание, Чубайс написал письмо премьеру Михаилу Касьянову. Он обвинил Костикова в "прямом лоббировании" интересов регистратора "Панорама", которое нанесло ущерб "дочкам" РАО. Чубайс подчеркнул, что член ФКЦБ Павел Иванов и советник Костикова Алексей Шаронов перешли на работу именно из "Панорамы". Турбин утверждает, что письмо Чубайса было ответом на интерес ФКЦБ к итогам выборов в совет директоров РАО. "Ситуация очень странная: получастная компания открыто объявляет войну федеральному органу исполнительной власти [ФКЦБ]. При этом на политической сцене находятся люди, открыто этому аплодирующие", - заявил Турбин. Не секрет, что с Костиковым давно борются глава ПАРТАД Петр Лансков и депутат Госдумы Виктор Плескачевский, один из потенциальных кандидатов на место председателя ФКЦБ.
В РАО, однако, от своих обвинений в адрес Костикова отказываться не собираются. "То, что ФКЦБ классифицирует как войну, - это лишь доказательства, что ФКЦБ защищает и фактически лоббирует компанию "Панорама", - заявил "Ведомостям" член правления РАО Андрей Трапезников. - Поскольку должность Костикова соответствует рангу федерального министра, мы были вынуждены сообщить об этом премьер-министру". А что касается предписания ФКЦБ, Трапезников утверждает, что в его компанию оно не поступало.
По словам Трапезникова, ФКЦБ не следовало бы предъявлять претензии к подсчету голосов на собрании акционеров. "Два представителя комиссии - Павел Иванов и глава департамента контроля Сергей Пома - присутствовали в комнате подсчета голосов по приглашению [замминистра энергетики Виктора] Кудрявого, - говорит член правления РАО. - Причем мы пошли на это в нарушение процедуры [подсчета]. А вот представителей менеджмента РАО в этой комнате не было".
Правда, по словам самого Кудрявого, представители ФКЦБ не были допущены непосредственно к подсчету голосов. Сами Иванов и Пома вчера были недоступны для комментариев. "