"Председатель Счетной палаты Сергей Степашин проинформировал Владимира Путина о результатах проверки Министерства путей сообщения. Степашин не любит главу МПС Николая Аксененко, а потому выводы Счетной палаты накануне реорганизации правительства вдвойне некстати главному путейцу.
По сообщениям президентской пресс-службы, встреча cо Степашиным была заранее "запланирована в графике Владимира Путина и ничего экстраординарного в ней нет". По сведениям пресс-секретаря главы государства Алексея Громова, в ходе встречи, помимо "ряда текущих вопросов работы Счетной палаты", Степашин проинформировал президента о результатах проверки Счетной палатой Республики Калмыкии и Министерства путей сообщения.
Очередная плановая проверка МПС Счетной палатой завершилась совсем недавно, и официально в железнодорожном ведомстве ее не комментируют, ссылаясь на то, что о ее результатах пока ничего не известно. Достоверно известно лишь, что доклад Счетной палаты по результатам проверки МПС планируется рассмотреть на заседании коллегии 15 июня.
Между тем из заявлений представителей палаты, прозвучавших еще в ходе проверки, можно сделать вывод, что претензии к МПС у аудиторов есть и касаются они небезызвестной для Владимира Путина и Сергея Степашина железнодорожной магистрали "Санкт-Петербург-Москва". Так, в прошлом месяце представитель Счетной палаты Юрий Цветков возмущался, что холдинг "Балтийская строительная компания" (БСК) был назначен генподрядчиком реконструкции этой дороги без всякого тендера. Подряд был получен БСК еще в 1997 году, и с тех пор эта компания стала крупнейшим партнером МПС. В БСК же все претензии аудиторов отвергали и называли их необоснованными.
Железнодорожники также считают, что к отношениям МПС с "Балтийской строительной компанией" предъявлять претензии нельзя. В одном из интервью первый замминистра путей сообщения Александр Мишарин заявил, что с прошлого года тендеры проводятся на все подряды в обязательном порядке. Тесное сотрудничество МПС и БСК замминистра объяснил тем, что "сегодня у компании хорошая производственная база, конкретные построенные объекты, опыт, соответствующий уровень менеджмента, технологии". Мишарин также считает, что у БСК "лучшая техника, которая есть в России". Что же касается иностранных строителей, то в МПС считают, что их привлечение к строительству "не совсем разумно, хотя они и участвуют в тендерах".
Относительно же целесообразности вкладывания средств в модернизацию магистрали "Санкт-Петербург-Москва", с учетом убыточности пассажирских перевозок, Мишарин заявил, что "сама идея высокоскоростного движения в России уже актуальна и будет еще более актуальной с увеличением уровня доходов населения, как только немного больше все мы начнем получать". Звучит, что и говорить, весьма убедительно. Главное, чтобы аудиторы Счетной палаты ему тоже поверили.
Счетная палата проверяла МПС часто. И всегда находила нарушения. В отчетах всегда фигурировал "протекционизм при установлении скидок коммерческим структурам", большое количество коммерческих структур, через которые МПС проводило бюджетные деньги, в том числе и известные "Трансрейл" (контролируемый сыном главы МПС Николая Аксененко Рустамом), "Иристон" и "Евросиб" (в которой трудился племянник министра Сергей Аксененко). Правда, МПС всегда удавалось заминать скандалы. Нынешняя же ревизия МПС была проведена накануне кадровых перестановок в правительстве. Не исключено, что встреча Путина со Степашиным (который еще со времен своего премьерства испытывает к Аксененко острую неприязнь) может иметь для главы МПС весьма нежелательные последствия. "