" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Полпредом президента по Северо-Западу назначен Илья Клебанов. Его способность применить на новом посту опыт министра и вице-премьера эксперты оценивают скептически. Но предшественник Клебанова - губернатор Петербурга Валентина Матвиенко уверена, что поладит с Клебановым.
Илья Клебанов родился 7 мая 1951 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт. В 1977 г. пришел на работу в Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) , которое возглавил в 1992 г. В 1997 - 1999 гг. - председатель комитета экономики петербургской администрации, вице-губернатор. С июня 1999 г. - заместитель председателя правительства РФ. В феврале 2002 г. освобожден от должности вице-премьера, сохранил при этом пост министра промышленности, науки и технологий.
Пост полпреда освободился после того, как Валентина Матвиенко была избрана губернатором. И. о. полпреда на время предвыборной кампании был первый зам Матвиенко Андрей Черненко, который скорее всего станет одним из вице-губернаторов в правительстве Матвиенко. На пост полпреда прочили начальника КФМ Виктора Зубкова, министра связи Леонида Реймана, первого замминистра путей сообщения Владимира Якунина. Но в субботу пресс-служба президента сообщила о назначении на этот пост Ильи Клебанова.
23 октября Клебанов ушел в предвыборный отпуск - он внесен в избирательный список "Единой России". И. о. министра остался его зам Андрей Фурсенко, который, по словам источника в правительстве, скорее всего будет исполнять обязанности до формирования нового правительства после президентских выборов. Дальнейшая судьба всего министерства будет решена в ходе административной реформы.
Представители российской промышленности, которых курировал до сих пор Клебанов, разошлись во мнениях об эффективности его работы. Начальник управления по работе с госорганами компании "Роспромавто" Сергей Черных говорит, что на министерском посту Клебанов вел грамотную политику поддержки российских производителей. А другой представитель автопрома полагает, что ведомство Клебанова не препятствовало предложениям, которые инициировали представители отрасли, однако назвать министра "хорошим мотором" этих инициатив нельзя.
В программах реформирования ОПК и авиапрома, которые были приняты под руководством Клебанова в 2001 г. , реальных шагов пока сделано не много. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, программу реформирования ОПК, которая предусматривает создание к 2006 г. нескольких десятков интегрированных холдингов, после отставки Клебанова неизбежно пересмотрят или забудут.
По словам топ-менеджера одной из авиапромышленных компаний, созданная Клебановым система из министерства и оборонных агентств привела к тому, что чиновники "всем формально управляли, но реально ничего не делали и ни за что не несли ответственности". С его точки зрения, пост полпреда президента "идеален для бывшего министра промышленности", поскольку предполагает "примерно такое же соотношение между полномочиями, эффективностью и ответственностью".
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая вместе с Клебановым работала в правительстве, восприняла его назначение с радостью. "Клебанов очень хорошо знает [Северо-Западный] округ, военно-промышленный комплекс, судостроение, он хорошо знает Санкт-Петербург. Он будет очень полезным для города в решении тех проблем, которые связаны с федеральным центром", - цитирует Матвиенко ее пресс-служба.
Политолог Валерий Островский считает, что перед полпредами по Северо-Западу всегда стояли в первую очередь политические задачи. А Клебанов, по его словам, не самый сильный политик, а скорее технократ."