"Можно сказать без преувеличения, что назначение Ильи Клебанова на должность полпреда президента по Северо-Западному федеральному округу стало сенсацией. Кого только не прочили на это место: спикера Совета Федерации Сергея Миронова, спикера Госдумы Геннадия Селезнева, управделами президента Владимира Кожина, ректора Горного института Владимира Литвиненко... Назначения Клебанова не прогнозировал никто.
Выпускник ленинградского Политеха инженер-электрофизик Клебанов двадцать лет трудился в ЛОМО. При этом он методично прошагал практически все ступеньки служебной лестницы. Что бывает нечасто. Инженер-конструктор, старший мастер оптического цеха, начальник технологического бюро, главный инженер и директор комплекса товаров народного потребления, наконец в августе 1992-го - генеральный директор. (Что, кстати, стало ярким отражением эпохи перемен: в прежние времена обком партии лег бы костьми, чтобы не пустить Илью-то Иосифовича в кресло гендиректора одного из крупнейших оборонных предприятий города и страны.)
Через пять лет Клебанова, по его словам, «уговорили» стать вице-губернатором в правительстве Владимира Яковлева. (Где он примыкал к так называемому «либеральному крылу», куда кроме него входили вице-губернатор Игорь Артемьев, председатель Юридического комитета Дмитрий Козак, председатель Комитета по управлению городским имуществом Герман Греф. А их оппонентами считались люди старой закалки с партийно-комсомольским или хозяйственным прошлым - вице-губернаторы Виктор Яцуба, Валерий Малышев, Валентин Меттус, Александр Потехин.) В мае 1999 г. Клебанов ушел, плавно переместившись из кресла вице-губернатора городского правительства в кресло вице-премьера правительства России. Пригласил его на этот пост другой «московский петербуржец» - только что назначенный премьером Сергей Степашин.
Илья Клебанов отвечал за Военно-промышленный комплекс и сохранил свой портфель на протяжении почти трех лет, вполне ужившись со сменившим Степашина Владимиром Путиным, который, став президентом, оставил Клебанова вице-премьером еще на два года. Хотя в августе 2000-го карьера «военно-промышленного атташе» дала трещину. У многих, вероятно, еще стоят перед глазами кадры телевизионных репортажей о трагедии «Курска» и то, как Илья Клебанов, пытаясь казаться убедительным, от имени правительства давал невнятные и меняющиеся день ото дня объяснения того, что президент охарактеризовал до гениальности просто: «она утонула»...
В феврале 2002-го Путин понизил Клебанова, переведя его на пост министра науки и промышленности. После чего в Москве стали говорить о том, что дни Клебанова сочтены и его вот-вот окончательно «задвинут».
И вот - назначение на должность полпреда президента по Северо-Западу. (Клебанов, как известно, стал вторым за полгода после Матвиенко, кто сменил кресло в Кремле на кресло в особняке на Петровской набережной.) Считать ли это очередным понижением и неудачей? Об этом может сказать только сам Илья Клебанов, хотя вряд ли от кого-то из государственных мужей можно ждать такой самоубийственной откровенности.
По рангу полпреды приравнены к вице-премьерам, так что формально Клебанов, можно сказать, вернул себе прежний статус. К тому же в отличие от поста вице-премьера или министра эта должность является не более чем приятной синекурой. Ведь полпреду практически ни за что не надо реально отвечать, в его задачи входит лишь расплывчатое понятие «координации», так что на деле вполне можно ограничиться громкими политическими заявлениями, разносами нижестоящих чиновников и раздачей наград и поздравлений к праздникам. Хотя по этой части у Ильи Иосифовича уже есть серьезный конкурент в Смольном."