"На российских просторах промышляет новый «великий комбинатор»
Говорят, что финский бизнес - один из самых благонадежных. Жители страны Суоми очень заботливо относятся к собственной репутации, Однако так, похоже, было до тех пор, пока там не появились выходцы из бывшего Советского Союза. Сколотить состояние в Финляндии сложно, в стране всего 5 миллионов жителей - тесновато. Зато рядом бывшая родина, где можно, прикрываясь репутацией финского бизнеса, строить сомнительные комбинации.
Утром деньги - вечером стройка
В мае 2003 года в один из крупнейших холдингов Северо-Запада, где управляющая компания - ООО «Производственное объединение «Карелнеруд», обратился учредитель фирмы Keler Enterprise LTD (KEL) российский гражданин Николай Келер. KEL является головной компанией фирмы First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio (FFF).
Господин Келер поведал, что согласно договору с властями Татарстана последняя структура является инвестором строительства магистрали М-7 «Волга» (с 919-го по 959-й километр), расположенной на территории этой республики.
Николай Келер предложил, чтобы дочерняя компания «ПО «Карелнеруд» - ООО «Трансстрой» - взяла на себя функции генерального подрядчика строительства магистрали. Стороны договорились о сотрудничестве. Однако сложившаяся вслед за этим ситуация дает основание предполагать, что финско-русский инвестор оказался, мягко говоря, странным.
В середине июня 2003 года в Москве компании «Карелнеруд» и KEL подписали договор. Согласно этому документу FFF обязалась инвестировать в строительство магистрали 100 миллионов долларов, а генподрядчик «Карелнеруд» в свою очередь мог начинать строительство ее первых 8 км. Строители предоставили Келеру задаток в 50 000 евро.
Однако совместному проекту так и не суждено было осуществиться. В течение последующих месяцев инвестор - фирма Николая Келера - так и не предоставил обещанных денег на реализацию проекта. Более того, он их потребовал с исполнителя работ. Г-н Келер попросил «Карелнеруд» предоставить ему банковскую безусловную гарантию в 6 миллионов долларов. За гарантийные деньги компания Келера пообещала предоставить «Карелнеруду» в залог пакет акций компании First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio. Акции были выпущены на 100 миллионов евро, однако их законность и обеспеченность реальным капиталом не подтверждены документально. Как выяснилось позже, на 1 октября 2003 года акционерный капитал First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio составлял всего 2,5 тысячи евро.
Не выполнив своих обещаний, господин Келер тем не менее категорически отказался вернуть «Карелнеруду» задаток в 50 000 евро. Кроме этого, уже сейчас потери несет ООО «Трансстрой» по причине неисполнения договоров с поставщиками материалов для строительства магистрали.
Вышеизложенную историю венчает почти курьезный факт: на первой очереди автодороги уже ведет работы посторонняя компания, не имеющая никакого отношения к участникам конфликта. Деньги на выполнение работ по первому траншу - около 156 миллионов рублей - ей выделяет администрация Республики Татарстан.
«Карелнеруд» неоднократно обращался к непосредственному заказчику работ - «Главтатдортранс», в Министерство транспорта Татарстана с просьбой объяснить ситуацию вокруг строительства магистрали. Однако ответа не последовало.
Сложившаяся ситуация дает основание полагать, что речь в этой истории идет о мошенничестве международного масштаба, а главной целью «финского» бизнесмена является не строительство магистрали, а банковская гарантия на 6 000 000 долларов.
В недостоверность сделки» структур Келера и администрации Республики Татарстан поверить так же трудно, как и в масштаб всего замысла «бизнесмена» и его окружения. При подписании контракта с «Карелнерудом» в июне 2003 года Николай Келер принес с собой договор между FFF и Министерством транспорта Республики Татарстан. Однако, по словам представителей холдинга «Карелнеруд», категорически отказался предоставить копию партнерам.
Судя по сообщениям СМИ, между фирмами Николая Келера и властями Татарстана уже не первый год существуют дружеские отношения. Согласно информации агентства новостей «ИТАР-ТАСС», за 10 апреля 1998 года, «иностранный инвестор (First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio) создан путем слияния финского капитала и финансовых ресурсов Республики Татарстан, основным направлением его деятельности является развитие энергетики и средств связи в России».
Краснодарский дебют
Между тем, как выясняется, прецедент работы «финских» инвесторов в России уже был, и весьма сомнительный. В апреле 1998 года компания First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio в лице Николая Келера и мэр Краснодара Валерий Самойленко подписали генеральное соглашение, согласно которому в течение 3-4 лет FFF обязывалась создать в Краснодаре единую самостоятельную теплоэнергетическую компанию, не имеющую отношения к РАО «ЕЭС России». Согласно условиям сделки FFF должна была установить несколько компактных теплоэлектростанций, которые позволили бы вывести из энергооборота устаревшие мощности городской ТЭЦ, ликвидировать дефицит электроэнергии и как минимум на 20% снизить тарифы на электроэнергию. Стоимость сделки оценивалась в $60 млн. Причем «финнам» в этой компании должно было принадлежать 49% (!). А дальше повторилась очень похожая схема с гарантиями: Законодательное собрание Кубани единогласно проголосовало за предоставление гарантий краевого бюджета в размере $ 30 млн. под этот энергетический проект. Более того, инвесторы получили налоговые льготы и льготы на аренду земельных участков. Согласно данным, предоставленным департаментом городского хозяйства мэрии Краснодара, под эти цели было создано совместное предприятие «Котэк». Однако Никакой информации об этом проекте больше нет, как нет информации и о судьбе бюджетных гарантий. Возможно, что сменившаяся в Краснодаре власть почувствовала, что с финским инвестором все как-то не слава богу. Все это заставило побольше узнать о том, кто же такой этот господин Келер, жонглирующий несуществующими миллионами...
Синдром Остапа Бендера
Фирмы Келера - Keler Enterprise LTD и First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio - зарегистрированы на территории Финляндии, а сам Николай Келер, уроженец Эстонии, в прошлом гражданин СССР, а ныне России, называет себя финским бизнесменом и, соответственно, финским подданным.
Согласно документам Финско-Российской торговой палаты с 28 октября 1999 года по 26 июля 2000 года компания Оу Keler Enterprise Ltd. (KEL) восемь раз объявлялась несостоятельной при процедуре изъятия имущества с целью реализации в обеспечение долга (общая сумма долга 123 360 евро). Акционерный капитал компании на 1 октября 2003 года составлял всего 10 тысяч евро.
Согласно тому же источнику компания First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio (FFF) с ноября 2002 года по март 2003 года более чем на 90 дней задерживала оплату семи счетов на небольшие даже по российским меркам суммы по 1,9 - 3,5 тысячи евро. Одним из неоплачелных счетов была банальная задолженность по арендной плате, о характере других неизвестно. Акционерный капитал First Finnish Financial OY Rahoitusyhtio на начало октября 2003 года составляет всего 2,5 тысячи евро, или 120 акций по 21 евро.
Рассмотрев финансовую отчетность фирм Николая Келера, специалисты Торгового реестра Финляндии дали следующую оценку: порядок расчетов предприятия - негатив, осуществление деятельности правлением - негатив, опыт работы ответственного лица - негатив. По 100-балльной шкале оценка риска составляет 86 баллов (очень большой риск). Эти данные представила единственная в своем роде финская компания Suomen Asiakastieto Оу, собирающая информацию по фирмам, действующим на территории Финляндии. Информация, предоставляемая этой компанией для финского бизнес-сообщества, - реальное обоснование для оценки той или иной фирмы.
Согласно данным сайта компании www.fff-oy.com, правление компании FFF состоит из четырех человек. Причем один из членов правления - Рудольф Пугачев, по документам гражданин несуществующего государства СССР, - уже прекратил свои полномочия. Получается, что компанией управляет русскоязычная семья Келер - Николай Келер (основной директор) и его молодая жена Алиса (председатель) да финский бухгалтер Пааво Норламо. Однако, судя по документам, реальным голосом во всей четверке обладает лишь директор-распорядитель компании Николай Келер.
Согласно данным Торгового реестра Финляндии ответственный аудитор компании Tilintarkastajien Oy-Ernst&Yung Вингер Ларс-Геран Арне прекратил выполнять свои обязанности еще 16 октября 2002 года.
Кстати, представительство компании «Келер» есть и в Санкт-Петербурге на Большой Морской ул., 6. Эта «Келер Интерпрайс ЛТД» зарегистрирована при Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В графе «учредитель» стоит компания «Keler Enterprise LTD», прописанная на Багамских островах. Директором фирмы числится все тот же Николай Келер без приставки «фон». Очевидно, русские чиновники относятся к именам в документах более щепетильно. Правда, найти само представительство вживую невозможно - по указанным адресу и телефонам о Келере никто и не слышал.
Николай Келер, не говорящий по-эстонски уроженец Эстонии, на электронной странице компании представляется наследником «очень старинного» немецкого семейства. Говорят, в приватных разговорах Келер именует себя потомственным бароном. (По паспорту, кстати, он просто Келер без приставки «фон».) Заметим, что, по данным сайта, ни он, ни его жена, «баронесса Алиса фон Келер», не говорят ни на «родном» немецком, ни даже на финском. Здесь напрашивается аллюзия с известным литературным персонажем. Как помнится, сын турецкого подданного не говорил по-турецки.
Да и все остальные качества «инвестора» живо напоминают знаменитые «Рога и копыта». Вряд ли акции компании со столь сомнительными характеристиками могут стоить 100 миллионов евро. Келер действительно принимал решение об эмиссии акций на эту сумму в 2003 году. Решение принималось в присутствии его самого и еще одного, теперь уже недействительного члена правления компании. Однако акции нигде не были зарегистрированы, а следовательно, уставный капитал компании не увеличился.
Как уже установлено, «барон фон Келер» не является финским подданным. Келер и его жена - граждане Российской Федерации, а право беспроблемного проживания на территории Финляндии им дает зарегистрированное здесь предприятие. Так что если все предположения о сомнительном характере деятельности бизнесмена подтвердятся, а имеющиеся документы уже их подтверждают, то ответственность за свои поступки на территории Российской Федерации они будут нести именно согласно российским законам. Холдинг «Карелнеруд», со своей стороны, в сотрудничестве с Финско-Российской торговой палатой намерен бороться с подобным мошенничеством всеми доступными средствами в рамках российского законодательства.
А российским бизнесменам стоит вновь намотать на ус, что импортная вывеска партнера не является гарантией от обмана, особенно если под вывеской скрывается бывший соотечественник."